Графические  органайзеры как инструмент реализации   содержания образования

Графические  органайзеры как инструмент реализации   содержания образования

Орыс тілі / Орыс әдебиеті

Автор: Раимбекова Жанета Мырзатаевна, учитель русского языка и литературы

Карабулакской средней школы

                                                                Расскажи мне – и я забуду,

                                                               Покажи мне – и я запомню,

                                                                                    Дай мне самому сделать это – и я пойму.

                                                                                                                     Китайская пословица

Графические органайзеры – это все, что каким-то образом помогает организовать информацию на листе бумаги (или экране компьютера), чтобы улучшить ее запоминание, усвоение, анализ или применение.

Графические  органайзеры как инструмент реализации   содержания образования

Каждый из нас пользовался простейшим «графическим органайзером», когда делил на две части лист бумаги, перечисляя слева плюсы, а справа минусы, например, куда поехать летом? Следующий шаг: разделить тот же лист на четыре части, справа расположив —  поездку в столицу Нур-султан», а слева – скажем, на озеро Алаколь. И снова подсчитать плюсы и минусы, а затем сравнить итог в двух колонках. Можно, конечно, никакой графикой не пользоваться, но когда перечни и цифры располагаются рядом друг с другом, сравнение идет быстрее. Цитирую ресурс «Instructional Strategies Online»: «Большинство графических органайзеров представляет информацию как убедительную наглядную картину и позволяет уму «увидеть» скрытые закономерности и взаимосвязи».

 Графические органайзеры — изобразительный способ структурирования большого объема информации в логическом порядке. Они помогают ученику схематично представить сложную информацию простым для понимания образом. В процессе визуализации информации ученик вдумывается, осмысляет, пропускает информацию через себя, представляя ее в визуально-концептуальном ключе. Графические органайзеры могут быть заданы учителем, а могут быть разработаны самими учениками. 

Графическое представление информации способствует развитию умения работать с текстом, т.к. позволяет учиться формулировать главную мысль, выделять ключевые слова, делить текст на структурные части, сворачивать информацию в виде вторичных источников (план, алгоритм, таблица, схема), разворачивать ее, перекодировать из визуальной в словесную и наоборот. Учащиеся овладевают способами поиска, подтверждения, систематизации и аргументации информации, нахождения межпредметных связей.

Графические  органайзеры как инструмент реализации   содержания образования

            Польза данного инструмента в образовании была доказана в 2003г. Институтом продвижения исследований в образовании (США), который опубликовал обзор 29 исследований использования визуальных средств обучения. В большинстве исследований речь шла именно о графических органайзерах. Ученые установили, что их применение улучшает показатели студентов в нескольких направлениях. А именно:

  • Улучшается запоминание информации – в том случае, когда она представлена как визуально, так и в текстовой форме.
  • Улучшается понимание прочитанного.
  • Растет успеваемость учащихся, имеющих трудности в обучении.
  • Улучшаются навыки критического мышления.
Графические  органайзеры как инструмент реализации   содержания образования

              Существует большое множество графических техник, которые помогают решать те или иные образовательные задачи. Они применяются не только в качестве дидактических средств, выполняющих наглядные, коммуникативные и когнитивные функции, но и также для планирования, образовательных проектов, решения проблем, принятия решений, при исследованиях для поддержки работы учащихся. Применение того или иного визуализатора зависит от цели, которое преследует выполнение задания.  

На уроках русского языка и литературы учащимся приходится работать с большим потоком информации, которые он не может запомнить и освоить полностью- здесь на помощь приходят графические органайзеры, которые используются как средство систематизации, организации и визуализации информации, улучшают понимание темы учащимися, учат не просто читать текст, но и понимать его содержание.

Развивает все навыки: слушание, говорение, чтение, письмо.

Наиболее часто применяемые Графические органайзеры и их описание:

1. «Кластер»: позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

2. «Фишбоун» («Рыбья кость»): позволяет выявить причинно-следственные связи в произведении. В голове рыбы пишут идею, причинно-следственные связи заполняют скелет рыбы и в хвосте записывают выводы по произведению.

3. «Одиночный пузырь». («Двойной пузырь». «Тройной пузырь»). Ученики выявляют главного героя или идею текста и начинают раскрывать их черты и признаки по отдельности. 

4. «Линия времени»: позволяет пронаблюдать последовательность событий в произведении для дальнейшего анализа.

5. «Луковица»: позволяет сделать анализ от идеи и темы к содержанию и обратно: от содержания к теме и идее.

6. «Диаграмма Венна»(двойная/ тройная): двойная даёт возможность полного, целостного видения темы, позволяет проанализировать в отдельности, выявить особенности, сходство и различия; тройная позволяет увидеть системные связи как между всеми тремя рассматриваемыми явлениями, та к и выделить сходства между двумя близлежащими сравниваемыми предметами или явлениями.

7. «Персонаж на стене»/ «Силуэт на стене»: представляет собой силуэт предполагаемого персонажа произведения. Внутри «силуэта» учащиеся записывают всё, что знают о нём. Снаружи записывают вопросы, которые хотели бы задать этому персонажу по тексту. Работа с этим графическим органайзером способствуют внимательному прочтению максимальному извлечению информации об отдельном персонаже для дальнейшего анализа; тренирует в составлении «толстых» и «тонких», проблемных вопросов; помогает извлекать нравственные уроки из поступков персонажей произведения. Через вопросы ученик учится осмысливать идею произведения. Ученик выбирает информацию, касающуюся только данного персонажа, сравнивает его с другими героями.

Учителю необходимо рационально использовать время урока и учить этому учащихся. После этого необходимо дать обратную связь, чтобы продемонстрировать удачи и затруднения в выполнении этого задания.

Правильное использование учителем графических органайзеров на уроке делает занятия разнообразными, непредсказуемыми, что повышает внутреннюю мотивацию школьников к изучению предмета и интерес к познавательной деятельности самостоятельному поиску; развивает навыки работы в коллективе и публичного выступления с предоставлением доказательств и аргументов, умение логически мыслить, открывает простор для развития исследовательских навыков.

Использованный материал:

1.Каримова Б.Т. Об использовании графических органайзеров на уроках. АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» ИПК филиал по Павлодарской области». 2017.-2 с.

2.  Русский язык. Я2. Раздаточный материал. Методический совет Центра педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы».

3. Учебник 5 классов (уровня основного среднего образования (с нерусским языком обучения) по обновленному содержанию).

4. Интернет-ресурсы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *