Открытый урок: Развитие навыков работы над полифонией в младших классах

Открытый урок: Развитие навыков работы над полифонией в младших классах

Жаңалық

Авторы: Ругина Анжелика Вячеславовна, преподаватель

Сунгат Бегимай, ученица 4-класса

ГККП «Центр детского творчества» ГУ «Отдел образования по городу Текели УО области Жетісу»

Тема урока: « Развитие навыков работы над полифонией в младших классах.
Цель урока: Закрепить основные элементы полифонии.
Задачи:
I.Обучающая: Овладение ансамблевым методом работы над полифонией для отчетливого ощущения самостоятельной жизни каждой из партий, слышания всей пьесы целиком в одновременном сочетании обеих голосов, что очень облегчает наиболее трудный этап работы – переход обеих партий в руки ученика.
II.Развивающая: Использование полифонических обработок народных песен, программных сочинений, произведений современных композиторов для более доступного понимания полифонии, образного восприятия основных элементов полифонической музыки, присущих ей приёмов, как, например имитация, а также творческих заданий для активации мышления, воображения, чувства, повышения интереса к изучаемым произведениям.
III.Воспитывающая: Воспитание полифонического мышления, полифонического слуха, т.е. способность слышать и воспроизводить на инструменте несколько сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий. Научить любить учащихся полифоническую музыку, понимать её, с удовольствием работать над ней.
Тип урока: урок обобщения.
Форма урока: индивидуальная.
Метод: ансамблевый метод работы.
Оборудование: нотная литература, иллюстрация, фортепиано.
Средство обучения: нотный текст.
Ход урока:
I.Организационный момент – 1,2 минут (подготовка нот, посадка).
II. Ознакомить уч-ся с темой урока, его целью.
III. Вопросы уч-ся:
1.Что такое полифония? – (многоголосие).
2.Сколько голосов может быть в полифонии? — (2,3,4, голоса)
IV.Использование полифонических обработок народных песен подголосочного склада более близкого и понятного содержания. Русская народная песня «Родина».
1.Рассказать как исполнялись русские песни в народе – (начинал песню запевала, затем ее подхватывал хор).
2.Партию запевалы играет ученик, партию хора – учитель.
3.Используя ансамблевый метод работы ученик играет партию хора, преподаватель – партию запевалы.
4.Переход обеих партий в руки ученика.
V.Использование программных сочинений – для более доступного понимания полифонии. Д.Кабалевский – «Свет и тень».
1.Краткий анализ произведения (сколько частей в произведении, какой лад и какие динамические оттенки присущи каждой части).
2.Ученик играет мелодию верхнего голоса – «Свет», преподаватель – мелодию нижнего голоса – «Тень». Затем наоборот.
3.Переход обеих партий в руки ученика используя динамические оттенки.
VI.Закрепление прямой и зеркальной имитации.
Вопросы уч-ся:
1.Что такое имитация? – (Подражание).
2.Какая бывает имитация? – (Прямая, зеркальная).
3.Чем отличается прямая имитация от зеркальной?
Прямая имитация – движение голосов в одном направлении.
Зеркальная имитация – движение голосов в противоположном направлении.
Показ прямой и зеркальной имитации на примерах Б. Бартока «В прямом движении», «Противоположное движение » в ансамбле.
VII.Творческое задание к примеру с прямой имитацией. Д. Кабалевский – «Трубач и эхо».
Сравнение прямой имитации с природным явлением «Эхо».
1.Сыграть партию «Эха» имея партию «Трубача».
VIII. Политональность в полифонии И.Стравинский Пьеса — сказка, «Медведь».
1.Рассказать о сюжете пьесы — сказки «Медведь».
2.Что такое политональность? – (проведение голосов в разных тональностях).
3.Проанализировать отдельно каждый голос пьесы — сказки «Медведь». (Мелодия – пятизвуковая попевка с опорой на нижний звук «до», сопровождение – чередование звуков «ре-бемоль» и «ля-бемоль»).
4.Игра обеих голосов в ансамбле.
IX.Стреттная имитация в пьесах канонического склада. Ю. Литовко «Пастушок» (канон).
Вопросы уч-ся:
1.Что такое канон? – (канон – один из приемов полифонического письма, основанный на имитации, при котором каждый из одинаковых голосов вступает с некоторым опозданием по отношению к предыдущему).
2.Что такое стреттная имитация?- (имитация, которая вступает до окончания имитируемой мелодии).
Три этапа работы:
1.Исполнение в прямой имитации;
2.Исполнение в стреттной имитации;
3.Игра пьесы в ансамбле;
4.Исполнение пьесы ученицей двумя руками как написано композитором.
Обобщение:
1.Какие основные элементы полифонии мы закрепили на уроке?
2.Для чего необходимо владеть основными элементами полифонии младших классов?
Домашнее задание: Регулярно повторять освоенные элементы полифонии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *