Дети с нарушениями речи нуждаются в особом внимании и заботе со стороны педагогов и родителей. В дошкольных организациях образования, где дети проводят большую часть своего времени, психолого-педагогическое сопровождение играет особую роль в развитии и адаптации детей с нарушениями речи. В данной статье будет рассмотрено, какое психолого-педагогическое сопровождение необходимо для детей с нарушениями речи в дошкольных организациях образования.
Особенности речевого развития детей с нарушениями речи.
Дети с нарушениями речи могут иметь различные проблемы в речевом развитии, такие как задержка речевого развития, дислалия, ринолалия, логоневрозы и другие. Каждое нарушение требует индивидуального подхода к ребенку и его развитию.
Задержка речевого развития – это отставание в развитии произношения звуков, словарного запаса, грамматических навыков и других аспектов речи. Дети с задержкой речевого развития могут иметь трудности в общении со сверстниками и взрослыми, что может привести к негативным эмоциональным состояниям.
Дислалия – это нарушение произношения звуков, которое может быть вызвано недостаточной развитости артикуляционного аппарата или нарушением слухового восприятия звуков. Дети с дислалией могут испытывать трудности в понимании речи окружающих и в общении.
Ринолалия – это нарушение произношения звуков, связанное с нарушением работы носоглотки. Дети с ринолалией могут испытывать трудности в понимании и произношении звуков, что может привести к недостаточному развитию речи.
Логоневрозы – это нарушения речи, связанные с психическими расстройствами. Дети с логоневрозами могут испытывать трудности в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в дошкольных организациях образования.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в дошкольных организациях образования включает в себя комплекс мероприятий, направленных на развитие речи и социальной адаптации детей.
Основными задачами психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи являются:
— создание условий для развития речи и коммуникативных навыков;
— формирование положительного отношения к обучению и развитию;
— помощь в адаптации к дошкольной группе и общению со сверстниками;
— повышение самооценки и уверенности в себе.
Для решения этих задач необходимо использовать различные методы и технологии работы с детьми.
Методы и технологии работы с детьми с нарушениями речи
Одним из основных методов работы с детьми с нарушениями речи является индивидуальный подход. Каждый ребенок имеет свои особенности и потребности, поэтому педагог должен учитывать их при работе с ним.
Для развития речи и коммуникативных навыков детей с нарушениями речи используются различные методы и технологии:
— игровые методы обучения;
— логопедические занятия;
— развивающие занятия;
— индивидуальные занятия с педагогом;
— работа в малых группах.
Игровые методы обучения позволяют детям с нарушениями речи развивать речь и коммуникативные навыки через игру. Игры могут быть разнообразными: от музыкальных и двигательных игр до игр на развитие памяти и внимания.
Логопедические занятия проводятся специалистом – логопедом. Логопедические занятия направлены на коррекцию нарушений произношения звуков, расширение словарного запаса, развитие грамматических навыков и других аспектов речи.
Развивающие занятия проводятся педагогом и направлены на развитие интеллектуальных, эмоциональных и социальных навыков детей. Развивающие занятия могут включать в себя игры на развитие памяти, логического мышления, внимания и других навыков.
Индивидуальные занятия с педагогом проводятся для детей, которые нуждаются в особом внимании и коррекции. Индивидуальные занятия помогают развивать речь и коммуникативные навыки у детей с нарушениями речи.
Работа в малых группах позволяет детям с нарушениями речи общаться со сверстниками и развивать социальные навыки. Работа в малых группах также помогает детям с нарушениями речи преодолевать страх перед общением и повышать уверенность в себе.
Психологическая поддержка детей с нарушениями речи
Дети с нарушениями речи могут испытывать негативные эмоции и чувства из-за своих проблем в речевом развитии. Психологическая поддержка помогает детям справляться с эмоциональными трудностями и повышать самооценку.
Психологическая поддержка может включать в себя:
— индивидуальные беседы с психологом;
— психологические тренинги;
— работу с родителями.
Индивидуальные беседы с психологом помогают детям выражать свои чувства и эмоции, а также находить способы решения проблем.
Психологические тренинги направлены на развитие эмоциональной устойчивости и уверенности в себе. Тренинги могут быть различными: от тренингов на развитие социальных навыков до тренингов на развитие личностной устойчивости.
Работа с родителями позволяет создать благоприятную обстановку для развития ребенка и повышения его самооценки. Родители могут получить консультации по воспитанию и обучению ребенка, а также узнать о техниках работы с детьми с нарушениями речи.
Заключение
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в дошкольных организациях образования играет важную роль в развитии и адаптации детей. Индивидуальный подход, использование различных методов и технологий работы с детьми, а также психологическая поддержка помогают детям справляться с трудностями и повышать самооценку. Работа с родителями также является важной составляющей психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи.
Автор: Кузетова Мадина Нугмановна, Психолог
ГККП «Ясли-сад № 2 комбинированного типа» ГУ «Отдел образования по городу Талдыкорган
Управления образования области Жетісу»