Автор: Попова О.Е , преподаватель ГККП «Центр детское творчества» ГУ
«Отдел образования г Текели»
Отрытый урок. Тема «Работа над штрихами во 2 классе по классу фортепиано»
Преподавателя Поповой О.Е. с уч- ся 2 – го класса Дьяченко Артемом.
Тип урока: урока – обобщение. Обобщение и закрепление навыков, знаний и применение их на практике.
Форма урока: индивидуальная.
Цель урока: научить ребенка осознанно пользоваться штрихами в изучаемом произведении на уроке фортепиано. Ребенок должен самостоятельно определять основные штрихи и уметь их исполнить.
Задачи:
Закрепить навык применения основных исполнительских приемов, т.е. штрихов: Legato, non Legato, staccato.
Воспитывать культуру исполнения, музыкальный вкус, усидчивость и трудолюбие.
Оборудование: Музыкальный инструмент – фортепиано
Нотный материал.
План урока:
- Орг. Момент (1мин)
- Гаммы (10 мин)
3. В. Моцарт «Менуэт» (15 мин) - К.Гурлит «Этюд» (10мин)
- Итог урока (4 мин)
Ход урока: - Организационныймомент – (посадка за инструмент, концетрация внимания)
- Гаммы: До мажор в прямом движении – играем отд. каж. рукой, затем двумя. При игре гамм, важно играть гаммы н,а плавное легато и следует обратить внимание уч – ся на аккуратное подкладывание первого пальца: правильный разворот руки, ее собранность, округлость. Аккорды – при игре аккордов пальцы упругие, рука стремительно в воспроизведении аккордов, четкий и крепкий звук. После каждого акорда освобождаем руку. Работает вся рука и корпус. Аккорды исполняем на нон легато. При игре арпеджо важна точно выученная аппликатура. Арпеджо играем на легато. При игре хром. гаммы следим за собранностью обеих рук, одновременным исполнением. Играем хром. гамму на легато.
- В. Моцарт «Менуэт»
Тема нашего урока, это музыкальные штрихи и работа над ними. К муз. штрихам относяться три основных исполнительских приемов – это Legato non Legato, staccato. Владение штрихами – важный момент в развитии технического потенциала уч – ся, а также является одним из компонентов выразительных средств музыки. В. Моцарт «Менуэт» — Вольфганг Амадей Моцарт – великии австрийский композитор и музыкант – виртуоз. Один из самых популярных классических компазиторов. В. Моцарт оказал большое влияние на мировую музыкальную культуру. По свидетельству современников, Моцарт обладал феноминальными музыкальным слухом, памятью и способностю к импровизации. Он сочинил такие произведения: Менует, Симфонии, сонаты для фортепиано и другие произведения. Родился: 27 января 1756г, умер 5 декабря 1791г.
Менуэт – старинный французский танец, имеет размер три четверти.
В правой руке легато из двух звуков. Лиги , определяющие строение мотивов и фраз, имеют интонационное значение и помогают понять их выразительный характер. «Дыхание» музыкалной фразы. Разучивая нотный текст, целесообразно заставлять ученика считать вслух. Педагог должен приучать уч-ся вслушиваться в музыкальную ткань сочинения, добиваясь не только точного исполнения нотного текста и правильной фразировки, но и осмысленной передачи содержания и характера музыки. Выполнение этих задач во многом зависит от умения преподавателя ярко, образно и понятно рассказать уч- ку о содержании произведения, обратив его внимание на выразительные средства, которыми раскрывается музыкальный образ пьесы, а именно это динамические оттенки – f и P и различные приемы звукоизвлечения – штрихи: Legato non Legato, staccato. - В Моцарт «Менуэт» В Моцарт «Менуэт» — пьеса играется в подвижном темпе, ритмически изящно. Над точным выполнением триоли в 7 такте следует специально поработать.
- К Гурлит «Этюд»
Корнелиус Гурлит (18208 — 19012) – изучал музыку в течении 6 лет под руководством Иоганна Рудольфа Гейнеке. Поле первых удачных выступлений в возрасте 17 – лет он продолжает свое обучение в Копенгагене. Здесь молодой музыкант учится органной и фортепианной игре. Как композитор К. Гурлит был многосторонен и весьма продуктивен. Он создал многочисленные песнопения, две оперетты, оперу, симфонии, этюды, произведения камерной музыки. Однако наиболее он известен как теоретик музыки, автор композиций для фортепиано, так и несложных пьес, которые вплоть до наших дней используются для обучения начинающих музыкантов.
Родился: 10 февраля 18208. Умер: 17 июня 19012г.
Этюд в переводе – усердие, старание. Музыкальная пьеса инструментального характера, основанная на определенном приеме исполнения и предназначенная для развития технического мастерства исполнителя.
Работая над этюдом, надо разобрать как построен этюд по форме и развитию материала. Необходимо разучивать отдельные трудные места и затем весь этюд в целом. Разбор текста нужно делать в медленном темпе, соблюдая максимальную точность в выполнении нотной записи. В процессе работы уч – ся постепенно запомнит строение этюда, детали текста, аппликатуру, динамические оттенки.
2 К.Гурлит Этюд
К.Гурлит Этюд – форма этюда 2 – х частная, размер 2 четверти. Этюд исполняется в умеренном темпе. В правой руке шестнадцатые ноты играем на легато. В левой руке – 2 х голостное исполнение. Играем глубоким звуком, клавиши добираем до конца, соблюдая все штрихи и правильную аппликатуру.
Итог урока:
- Оценить работу уч – ся на уроке
- Домашнее задание.