Автор: Ольшанская Татьяна Викторовна, Преподаватель по классу скрипки. ГККП «Центр детского творчества» ГУ «Отдел образования по городу Текели Управления образования области Жетісу»
Тема урока: Развитие ассоциативного мышления в младших классах.
Ребенка, будить его фантазию, ассоциации на услышанную музыку, чтобы ребенок смог по-своему взглянуть на окружающий мир и через это глубже почувствовать свой духовный мир.
Цель урока: Через восприятие, познание, творческое воображение развивать музыкальную культуру
Задачи:
Обучающая : через исполняемые пьесы, учить ребенка думать и размышлять о звучащей музыке, мыслить образно, а не видеть только нотный текст.
Развивающая: развивать в ребенке слуховой контроль, чувство стиля, эпохи, в которую была написана та или иная пьеса, подключать образное мышление и свою интерпретацию исполняемого произведения.
Воспитывающая: воспитать в ученике чувство самоконтроля к исполняемому произведению. С первых шагов фиксировать внимание на звуковых задачах и через эти ощущения добиваться эмоционального, живого исполнения, передавая через игру свое отношение, свои чувства к исполняемому произведению.
Тип урока: открытый урок
Форма урока: Индивидуальная.
Методы: Использован комплексный метод обучения с прослушиванием произведения, беседой, анализом, пояснением и словесным объяснением.
Оборудование: Фортепиано, скрипка, ноты, телевизор.
План урока.
Организационный момент – 3 минуты.
Отработать, что такое ассоциативное мышление – 2 минуты.
Р.Бакланова – «Мазурка» — 10 минут
Грузинская народная песня- «Сулико» ( ансамбль) – 10 минут.
Ридинг – Концерт ( фрагмент) — 10 минут.
Итог урока – 2 минуты.
Домашнее задание- 3 минуты.
Ход урока.
- Настроить инструмент. Приготовить ноты.
1.Беседа с учащимся. Объясняем ребенку, что значит слово ассоциация.
Главное предназначение метода ассоциации в том, чтобы будить фантазию ученика, вызвать его эмоциональный отклик, помогающий глубже осмыслить содержание музыки. Ассоциации активизируют образное мышление, эмоции, творческое отношение к исполнению.
Музыкальное исполнение – это живой рассказ. Его содержание черпается из жизненных переживаний, впечатлений, природы, искусства, исторической обстановки. В каждом произведении находится что то такое, что связывает исполнителя с реальной жизнью.
Разделим ассоциативное мышление на три этапа.
Этап: Четкое представление образов; хорошая зрительная память; способность к сравнению и сопоставлению, способность к комбинированию.
Этап: Формирование самой сути ассоциации. Именно самостоятельность, служит основой того, что ребенок сам начинает управлять своим мышлением и выстраивать ассоциативную цепочку.
Этап: Развивать ассоциативное мышление творчество детей в процессе музыкально игровой деятельности.
Р.Бакланова – «Мазурка».
Работу над пьесой по теме ассоциативное мышление, можно начать с размышления.
Поговорим о том, что это за пьеса. Чей это танец?
- Какие элементы предпочтительны этому танцу?
- Какой характер в этом танце?
- Какая тональность?
- Как ты представляешь себе этот танец?
Ребенку было дано задание нарисовать танец «Мазурка», так как он себе это представляет. - Какими видами штрихов и динамическими оттенками написан этот танец?
Исполнить пьесу полностью, отработать штриховые варианты. - Как влияет акцент на исполнение в этой пьесе?
- Давай попробуем передать характер этой пьесы, донести до слушателя необыкновенный танец «Мазурка» и представим, что в зале танцоры исполняют этот танец под твой аккомпанемент.
В конце исполнения отработать все недостатки при предыдущем исполнении, направить внимание на ошибки в штрихах, интонации и динамике звука.
4.Грузинская народная песенка – «Сулико» (ансамбль).
Рассуждение с учеником о тексте этой народной песни.
Разберем — о чем эта песенка? Какой она имеет характер? И как нужно исполнить эту пьесу? В какой тональности звучит музыка? Какими штрихами исполняется?
Задавая эти вопросы и, рассуждая вместе с учеником, мы подводим ребенка к пониманию метода ассоциативного мышления.
Сначала ученик исполняет свою партию, слушает свой текст. Затем преподаватель исполняет вторую партию — для того, чтобы ученик услышал текст второй партии. Следующим этапом будет исполнение песни ансамблем. При игре ученик должен прочувствовать эмоциональный оттенок произведения и донести его до слушателя .
Теперь мы зададим и ответим на вопрос. Какие ассоциации возникают у тебя когда ты слышишь эту мелодию?
5.Р.Ридинг- Концерт первая часть си минор.
Давай ответим на вопрос – что такое концерт? - Какие ассоциации возникают у тебя, когда исполняешь этот концерт?
- Какими видами штрихов передается эмоциональный оттенок этого концерта?
- Сколько частей имеет этот концерт?
- Какую картинку ты видишь, когда играешь этот концерт?
Этими вопросами и рассуждениями мы открываем перед учеником мир ассоциативного мышления.
- Итог урока:
- Как ты думаешь, все ли мы с тобой сделали по теме нашего урока — ассоциативное мышление?
- Что нового для себя ты сегодня узнал?
- Понравился ли тебе урок?
Я думаю, тему нашего урока мы проработали хорошо. Ты старался. Можно сегодняшнюю работу оценить на «хорошо».
Все пьесы исполнять ярко, с динамикой звука, с чистой интонацией. К каждой пьесе подходить индивидуально. Показать характер пьесы.