Тема урока: «Механизм активного транспорта на примере натрий-калиевого насоса».

Жаңалық

Автор: Чумаченко Александр Владимирович учитель биологии, ОСШ-лицей № 4 города Талгар, Aлматинской области.


Предлагаю вариант урока биологии в 11 классе в средней школе. Различные элементы из предложенного ниже плана были апробированы  мною на своих уроках; он также был представлен на моём мастер-классе (рис №9). 

 

Цель обучения: 11.1.3.4. определять роль активного транспорта в поддержании мембранного потенциала.Цель урока: изучить роль активного  транспорта –для клетки, для организма животного или  человека в целом; развивать навыки говорения;  научиться понимать роль пассивного транспорта в жизнедеятельности почек, нервных клеток и других органов и тканей. 

 На своих уроках использую идеи Р.Ганье и Дж. Брунера. Поэтапное обучение,способствующееформированию различных навыков у учащихся  и стимулирующих их во время обучения, предложено   американским психологом Робертом Миллс  Ганье (21.08.1916- 28.04.2002). 

   Джером Сеймур Брунер (1.10.2015 – 5.06.2016)  американский психолог и педагог  для процесса обучения рекомендовал применять «подмостки» — маленькие помошники в руках педагога. В качестве материала для  поэтапного формирования ЗУН можно использовать: демонстрации, разноуровневые задания, вопросы, связь теории и практики, умелое сочетание различных приёмом во время урока и другое.

Из опыта работы, считаю что, при прохождении  данной новой темы, для большего охвата учащихся,не менее 50 % изучаемого материала учитель должен использовать из учебника. 

Обозначения: уровень – А слабые ученики, имеющие отставания по предмету; уровень- Всредние ученики, самостоятельно выполняющие большинство заданий; уровень-С сильные ученики, справляются со всеми заданиями.

Ход урока

Организационный момент 

Учитель приветствует учащихся.Давайте повторим, «мозговой штурм»: 

1.Типы проводящих тканей растений? \С, В уровень\

2.Характерные отличия по строению и функциям флоэмы?\С,В уровень\ Учитель обращается к некоторым ученикам..

3. Апопласныйпуть и симпластный путь, какие особенности; рассмотрите рисунок № 1 ответьте  письменно?  (А-уровень) Специальный вопрос и «демонстрация» (подмостки Дж. Брунер)

4. Обьясните общее строение клеточной  мембраны на рисунке (№ 2). Составьте лаконичный ответ? \\В-уровень \Учитель раздаёт  карточки .Ученики: отвечают устно на вопросы, выполняют задание по карточкам; работают дифференцированно

Изучение нового материала

Подготовка к усвоению нового материала, актуализация новых знаний…

На презентации показывает картинки из разделов выделение 9 класс, координация и регуляция 10 класс, движение 10 класс. Ребята вам надо будет ответить на вопрос с которым связана новая тема…Изображение какого органа или структуры вы видите на рисунке   на рисунке (№ 3)?\А,Б,С\

Ученики: правильно называют изображения на рисунках – почка,нефрон, нейрон,мышцы,актин и миозин.
Учитель: молодцы, вы правильно угадали!!

Учитель задаёт проблемный вопрос: Кто может сказать, какие процессы могут объединять все эти органы? (В,С уровень)
Ученики: отвечают обмен веществ, потребление кислорода, выделение углекислого газа, некоторые скажут обмен ионами. 

Обьявляет тему урока, записываем тему в тетради.  Проговаривает цель: сегодня мы с вами узнаем о  «механизме активного транспорта» ,процессах, которые происходят ежеминутно в мышцах,нефорнах,нейронах и других клетках нашего организма..

Показывает дескрипторы по теме\сборник СОР АОО НИШ\ с собственной разбалловкой.

Критерий оценивания   Низкий     Средний      Высокий
Определяет роль активного транспорта в поддержании мембранного потенциалаЗатрудняется при характеристике 1-ой,2-ой,3-ей роли Натрий\калиевого насоса в образовании электрохимического потенциала1-4 балла Допускает ошибки 1-ой,2-ой,3-ей роли Натрий\калиевого насоса в образовании электрохимического потенциала. 5-7 баллов Характеризует1-ую,2-ую,3-ью рольНатрий\калиевого насоса в образовании электрохимического потенциала 8-10 баллов 

Учащиеся записывают тему урока, слушают цель урока, настраиваются на работу

Учитель: спрашивает – что вы знаете о белках? Строение белков,их основные функции?\А,В,С\

Ученики: это вещества состоят из аминокислот, имеют первичную, вторичную и другие структуры. К белкам относятся ферменты, простые и сложные белки. Простые белки –кератин, альбумин; сложные белки – гемоглобин, нуклеопротеины и другие белки выполняют двигательную, ферментативную,сократительную и другие функции. 
Учитель: прочитайте  особенности активного транспорта в учебнике или на слайде слева (А- ученики). Справа картинка (Рис № 4) в учебнике или на слайде  обращается ко  всем учащимся (А,Б,С уровень ) посмотрите какие виды активного транспорта есть? Давайте запишем признаки активного транспорта и виды активного транспорта.
Учащиеся отвечают на вопрос, характеризуют активный транспорт из таблицы,делают записи в тетради.
Учитель: все ли представляете, что есть градиент концентрации (рис№ 8 ниже ..вопрос для С-уровня)?Обьяснитекартинку ниже (рис № 8) для градиента концентрации? 

Учитель: ребята, активный транспорт в происходит в плазматических мембранах клеток и с помощью специальных белков. Такие белки называют Na+/K+ аденозинтрифосфатаза или  натрий-калиевая помпа, или  натрий-калиевый насос и другие; перечисляет на слайде отличия натрий калиевой помпы (столбик ниже)

 \ Na+/K+-АТФ-аза (Na+/K+ аденозинтрифосфатаза, натрий-калиевая помпа, натрий-калиевый насос) — фермент из группы транспортных аденозинтрифосфатаз.

 Встречается в плазматической мембране всех клеток животных. 

 Na+/K+АТФ-аза активно переносит ионы К+ внутрь клетки, в то время как ионы Na+ выбрасываются во внешнюю среду. 

 Фермент не является настоящим антипортером, так как оба катиона транспортируются против электрохимического градиента (градиента потенциала). 

 Основная функция — поддержание потенциала покоя и регулирование клеточного объёма.\

Учитель: ребята запишите признаки Na+/K+-АТФ-азы в тетради.Внимательно слушаем материал…так как в конце урока будут вопросы по теме..Объясняет  и проговаривает работу одного цикла АТФ-азы, использует рисунок из учебника биология  11 класс., часть  1(рис №6 ниже)

 1.Посадочные места имеют высокое сродство к ионам натрия и низкое к ионам калия. Ионы калия-синие кружочки выходят из посадочных мест АТФазы во внутриклеточную среду. 

 2.После этого красные кружочки ионы натрия садятся на свои посадочные места ,то есть связываются с АТФ-азой. После связывания посадочных мест с натрием,  ферментсвязывается  с АТФ и  происходит фосфорилирование фермента.

 3. После фосфорилирования АТФаза изменяет свою конформацию и посадочные места выдвигаются внаружу клетки ; Выдвинутые внаружу посадочные места обладают высоким сродством к Калию и низким сродством к Натрию.

 4. Ионы Натрия покидают свои посадочные места, а ионы Калия проникают на свои посадочные места в АТФ азу.

5.Во время связывания ионов калия АТФ-аза дефосфорилируется и цикл повторяется

Теперь после моего объяснения запишите основные моменты работы фермента. (всем). Кто всё успевает –зарисуйте рисунок в учебнике (№ 6) простым карандашом. Учитель, в то время когда ученики работают в тетрадях  устно сообщает, что специальные «помпы» существуют в клетках почек, в миоцитах, нейронах и других клетках ,так как у этих клеток есть постоянная потребность в различных ионах;  с другой стороны, иногда,  нужно уравновешивать разность потенциалов по разные стороны клеточной мембраны.

                  Закрепление пройденного материала

Учитель: выполним задание на повторение пройденной темы. 

Сканируйте кюар-код (рис № 7)  и выберите верные или неверные утверждения(ниже) по  «сегодняшнему материалу»(ученики А,Б,С). Утверждения:1-простая АТФ-аза участвует в переносе ионов калия, натрия; 2-во время одного цикла активного транспорта внаружу выводится 2 калия;

3-во время одного цикла активного транспорта внутрь поступает 2 калия;4-во время одного цикла активного транспорта внаружу выводится 3 натрия; 5 -АТФ-аза переносит ионы против градиента концентрации;6-фосфорилирование фермента происходит вслед за связыванием  с ним ионов калия;

Учитель: Каждый из вас сможет узнать свой результат после прохождения.Ребята, скажите мне – кто сколько баллов набрал по «утверждениям» я себе запишу в тетрадь, потом это учту при оценке за урок? Ученики: называют свои баллы. Молодцы, большинство ответили на 50% вопросов правильно, значит материал усвоили.И еще, ребята мне хочется, чтобы вы полнее сегодня раскрыли пройденный материал.  Поэтому, кто-нибудь охарактеризуйте рисунок из учебника (№ 6) о работе помпы, устно,пожалуйста ( А,В- уровень).Охарактеризуйте рисунок № 8(часть 1,2) ниже, дайте развернутый  ответ (ученики-С).Это вопрос из материалов ЕНТ по химии и биологии (стимуляция активности –Р. Ганье). Поэтому это важно знать вам, чтобы на хорошо или отлично проработать данный материал.

Учитель: ребята, продолжите предложение …Я сегодня узнал(а) на уроке.Ученики: высказывают своё мнение. Учитель: что объединяет разделы биологии выделение, координация и регуляция, движение с разделом транспорт веществ? Ученики: отвечают –это активный транспорт в клетках.

Учитель раздаёт стикеры трёх цветов на парты: желтый (всё понятно),зелёный (понятно не менее 50 %) ,синий(многое не понятно). Обсудите в парах, тройках пройденное. Всё ли вам было понятно !?Возьмите и покажите мне стикерами ваш уровень.Ученики: показывают стикерами

Подведение итогов

Наш урок начинает подходить к концу.Запишите  Домашнее задание – повторить параграф 17.

Характеризует большинство выбранных смайликов и описывает результативность урока. Характеризует работу учащихся на уроке и оценивает их.До свиданья!!!

Тема урока: «Механизм активного транспорта на примере натрий-калиевого насоса». Рис № 1 Тема урока: «Механизм активного транспорта на примере натрий-калиевого насоса».   Рис № 2
Тема урока: «Механизм активного транспорта на примере натрий-калиевого насоса».      Рис № 3 
Тема урока: «Механизм активного транспорта на примере натрий-калиевого насоса».    Рис № 4
Тема урока: «Механизм активного транспорта на примере натрий-калиевого насоса».   Рис № 5 
Тема урока: «Механизм активного транспорта на примере натрий-калиевого насоса».     Рис № 6Тема урока: «Механизм активного транспорта на примере натрий-калиевого насоса».      Рис № 7
Тема урока: «Механизм активного транспорта на примере натрий-калиевого насоса».      Рис № 8 Тема урока: «Механизм активного транспорта на примере натрий-калиевого насоса».    Рис № 9

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *