Автор: Чумаченко Александр Владимирович учитель биологии, ОСШ-лицей № 4 города Талгар, Aлматинской области.
Предлагаю вариант урока биологии в 11 классе в средней школе. Различные элементы из предложенного ниже плана были апробированы мною на своих уроках; он также был представлен на моём мастер-классе (рис №9).
Цель обучения: 11.1.3.4. определять роль активного транспорта в поддержании мембранного потенциала.Цель урока: изучить роль активного транспорта –для клетки, для организма животного или человека в целом; развивать навыки говорения; научиться понимать роль пассивного транспорта в жизнедеятельности почек, нервных клеток и других органов и тканей.
На своих уроках использую идеи Р.Ганье и Дж. Брунера. Поэтапное обучение,способствующееформированию различных навыков у учащихся и стимулирующих их во время обучения, предложено американским психологом Робертом Миллс Ганье (21.08.1916- 28.04.2002).
Джером Сеймур Брунер (1.10.2015 – 5.06.2016) американский психолог и педагог для процесса обучения рекомендовал применять «подмостки» — маленькие помошники в руках педагога. В качестве материала для поэтапного формирования ЗУН можно использовать: демонстрации, разноуровневые задания, вопросы, связь теории и практики, умелое сочетание различных приёмом во время урока и другое.
Из опыта работы, считаю что, при прохождении данной новой темы, для большего охвата учащихся,не менее 50 % изучаемого материала учитель должен использовать из учебника.
Обозначения: уровень – А слабые ученики, имеющие отставания по предмету; уровень- Всредние ученики, самостоятельно выполняющие большинство заданий; уровень-С сильные ученики, справляются со всеми заданиями.
Ход урока
Организационный момент
Учитель приветствует учащихся.Давайте повторим, «мозговой штурм»:
1.Типы проводящих тканей растений? \С, В уровень\
2.Характерные отличия по строению и функциям флоэмы?\С,В уровень\ Учитель обращается к некоторым ученикам..
3. Апопласныйпуть и симпластный путь, какие особенности; рассмотрите рисунок № 1 ответьте письменно? (А-уровень) Специальный вопрос и «демонстрация» (подмостки Дж. Брунер)
4. Обьясните общее строение клеточной мембраны на рисунке (№ 2). Составьте лаконичный ответ? \\В-уровень \Учитель раздаёт карточки .Ученики: отвечают устно на вопросы, выполняют задание по карточкам; работают дифференцированно
Изучение нового материала
Подготовка к усвоению нового материала, актуализация новых знаний…
На презентации показывает картинки из разделов выделение 9 класс, координация и регуляция 10 класс, движение 10 класс. Ребята вам надо будет ответить на вопрос с которым связана новая тема…Изображение какого органа или структуры вы видите на рисунке на рисунке (№ 3)?\А,Б,С\
Ученики: правильно называют изображения на рисунках – почка,нефрон, нейрон,мышцы,актин и миозин.
Учитель: молодцы, вы правильно угадали!!
Учитель задаёт проблемный вопрос: Кто может сказать, какие процессы могут объединять все эти органы? (В,С уровень)
Ученики: отвечают обмен веществ, потребление кислорода, выделение углекислого газа, некоторые скажут обмен ионами.
Обьявляет тему урока, записываем тему в тетради. Проговаривает цель: сегодня мы с вами узнаем о «механизме активного транспорта» ,процессах, которые происходят ежеминутно в мышцах,нефорнах,нейронах и других клетках нашего организма..
Показывает дескрипторы по теме\сборник СОР АОО НИШ\ с собственной разбалловкой.
| Критерий оценивания | Низкий | Средний | Высокий |
| Определяет роль активного транспорта в поддержании мембранного потенциала | Затрудняется при характеристике 1-ой,2-ой,3-ей роли Натрий\калиевого насоса в образовании электрохимического потенциала1-4 балла | Допускает ошибки 1-ой,2-ой,3-ей роли Натрий\калиевого насоса в образовании электрохимического потенциала. 5-7 баллов | Характеризует1-ую,2-ую,3-ью рольНатрий\калиевого насоса в образовании электрохимического потенциала 8-10 баллов |
Учащиеся записывают тему урока, слушают цель урока, настраиваются на работу
Учитель: спрашивает – что вы знаете о белках? Строение белков,их основные функции?\А,В,С\
Ученики: это вещества состоят из аминокислот, имеют первичную, вторичную и другие структуры. К белкам относятся ферменты, простые и сложные белки. Простые белки –кератин, альбумин; сложные белки – гемоглобин, нуклеопротеины и другие белки выполняют двигательную, ферментативную,сократительную и другие функции.
Учитель: прочитайте особенности активного транспорта в учебнике или на слайде слева (А- ученики). Справа картинка (Рис № 4) в учебнике или на слайде обращается ко всем учащимся (А,Б,С уровень ) посмотрите какие виды активного транспорта есть? Давайте запишем признаки активного транспорта и виды активного транспорта.
Учащиеся отвечают на вопрос, характеризуют активный транспорт из таблицы,делают записи в тетради.
Учитель: все ли представляете, что есть градиент концентрации (рис№ 8 ниже ..вопрос для С-уровня)?Обьяснитекартинку ниже (рис № 8) для градиента концентрации?
Учитель: ребята, активный транспорт в происходит в плазматических мембранах клеток и с помощью специальных белков. Такие белки называют Na+/K+ аденозинтрифосфатаза или натрий-калиевая помпа, или натрий-калиевый насос и другие; перечисляет на слайде отличия натрий калиевой помпы (столбик ниже)
\ Na+/K+-АТФ-аза (Na+/K+ аденозинтрифосфатаза, натрий-калиевая помпа, натрий-калиевый насос) — фермент из группы транспортных аденозинтрифосфатаз.
Встречается в плазматической мембране всех клеток животных.
Na+/K+—АТФ-аза активно переносит ионы К+ внутрь клетки, в то время как ионы Na+ выбрасываются во внешнюю среду.
Фермент не является настоящим антипортером, так как оба катиона транспортируются против электрохимического градиента (градиента потенциала).
Основная функция — поддержание потенциала покоя и регулирование клеточного объёма.\
Учитель: ребята запишите признаки Na+/K+-АТФ-азы в тетради.Внимательно слушаем материал…так как в конце урока будут вопросы по теме..Объясняет и проговаривает работу одного цикла АТФ-азы, использует рисунок из учебника биология 11 класс., часть 1(рис №6 ниже)
1.Посадочные места имеют высокое сродство к ионам натрия и низкое к ионам калия. Ионы калия-синие кружочки выходят из посадочных мест АТФазы во внутриклеточную среду.
2.После этого красные кружочки ионы натрия садятся на свои посадочные места ,то есть связываются с АТФ-азой. После связывания посадочных мест с натрием, ферментсвязывается с АТФ и происходит фосфорилирование фермента.
3. После фосфорилирования АТФаза изменяет свою конформацию и посадочные места выдвигаются внаружу клетки ; Выдвинутые внаружу посадочные места обладают высоким сродством к Калию и низким сродством к Натрию.
4. Ионы Натрия покидают свои посадочные места, а ионы Калия проникают на свои посадочные места в АТФ азу.
5.Во время связывания ионов калия АТФ-аза дефосфорилируется и цикл повторяется
Теперь после моего объяснения запишите основные моменты работы фермента. (всем). Кто всё успевает –зарисуйте рисунок в учебнике (№ 6) простым карандашом. Учитель, в то время когда ученики работают в тетрадях устно сообщает, что специальные «помпы» существуют в клетках почек, в миоцитах, нейронах и других клетках ,так как у этих клеток есть постоянная потребность в различных ионах; с другой стороны, иногда, нужно уравновешивать разность потенциалов по разные стороны клеточной мембраны.
Закрепление пройденного материала
Учитель: выполним задание на повторение пройденной темы.
Сканируйте кюар-код (рис № 7) и выберите верные или неверные утверждения(ниже) по «сегодняшнему материалу»(ученики А,Б,С). Утверждения:1-простая АТФ-аза участвует в переносе ионов калия, натрия; 2-во время одного цикла активного транспорта внаружу выводится 2 калия;
3-во время одного цикла активного транспорта внутрь поступает 2 калия;4-во время одного цикла активного транспорта внаружу выводится 3 натрия; 5 -АТФ-аза переносит ионы против градиента концентрации;6-фосфорилирование фермента происходит вслед за связыванием с ним ионов калия;
Учитель: Каждый из вас сможет узнать свой результат после прохождения.Ребята, скажите мне – кто сколько баллов набрал по «утверждениям» я себе запишу в тетрадь, потом это учту при оценке за урок? Ученики: называют свои баллы. Молодцы, большинство ответили на 50% вопросов правильно, значит материал усвоили.И еще, ребята мне хочется, чтобы вы полнее сегодня раскрыли пройденный материал. Поэтому, кто-нибудь охарактеризуйте рисунок из учебника (№ 6) о работе помпы, устно,пожалуйста ( А,В- уровень).Охарактеризуйте рисунок № 8(часть 1,2) ниже, дайте развернутый ответ (ученики-С).Это вопрос из материалов ЕНТ по химии и биологии (стимуляция активности –Р. Ганье). Поэтому это важно знать вам, чтобы на хорошо или отлично проработать данный материал.
Учитель: ребята, продолжите предложение …Я сегодня узнал(а) на уроке.Ученики: высказывают своё мнение. Учитель: что объединяет разделы биологии выделение, координация и регуляция, движение с разделом транспорт веществ? Ученики: отвечают –это активный транспорт в клетках.
Учитель раздаёт стикеры трёх цветов на парты: желтый (всё понятно),зелёный (понятно не менее 50 %) ,синий(многое не понятно). Обсудите в парах, тройках пройденное. Всё ли вам было понятно !?Возьмите и покажите мне стикерами ваш уровень.Ученики: показывают стикерами
Подведение итогов
Наш урок начинает подходить к концу.Запишите Домашнее задание – повторить параграф 17.
Характеризует большинство выбранных смайликов и описывает результативность урока. Характеризует работу учащихся на уроке и оценивает их.До свиданья!!!