Презентация доклад
Автор: Бажанова К.Л, преподаватель, ГККП «Центр детского творчества» ГУ «ОО по городу Текели
Управления образования области Жетiсу».
«Музыка начинается там, где кончается слово» г. Гейне.
Романтизм. Термин происходит от французского слова romantisme. Романтизм — художественное течение, сформировавшееся в конце XVIII — начале XIX века сначала в литературе, а затем в музыке. В творчестве романтиков находит отражение обновление личности, утверждение ее духовной силы и красоты, индивидуалистический бунт против мещанства, возвышенная лирика, интерес к фантастическим сюжетам.
Для романтизма в музыке характерно обращение к внутреннему миру человека. Благодаря способности музыки глубоко проникать в мир переживаний человека, она поставлена на первое место среди других искусств.
Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада. В период расцвета романтизма зародился ряд новых музыкальных жанров, а именно, жанры программной музыки (симфонические поэмы, баллады, фантазии и т. п.).
Основными представителями романтизма в музыке являются: в Австрии — Франц Шуберт и Ференц Лист; в Германии Эрнест Теодор Гофман, Карл Мария Вебер, Рихард Вагнер, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, Людвиг Шпор; в Италии Никколо Паганини, Винченцо Беллини, ранний Джузеппе Верди; во Франции Д. Ф. Обер, Гектор Берлиоз, Дж. Мейербер в Польше Фредерик Шопен. В России в русле романтизма работали Александр Алябьев, Михаил Глинка, Александр Даргомыжский, Милий Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Цезарь Кюи, П. И. Чайковский.
Ференц Лист
(22 Октября 1811 – 31 Июля 1886 гг.)
Будущий музыкант появился на свет 22 октября 1811 года в небольшом венгерском городке Доборьян. Имя, данное мальчику при крещении, было записано по-латыни как Franciscus, а по-немецки произносилось Франц. В венгерских источниках упоминается имя Ференц, которое так и закрепилось за композитором.
Отец Ференца с ранних лет стал обучать сына музыке. Поначалу он сам давал ему уроки, которые не прошли даром — в возрасте 8 лет впервые выступил в публичном концерте. Это выступление имело большой успех, и Лист-старший понял, что нужно развивать талант сына.
Так с 1821 года Ференц переехал в Вену, где брал уроки игры на фортепиано у известного педагога Карла Черни. Теоретическую часть преподавал мальчику Антонио Сальери.
Юный Ференц Лист произвел настоящий фурор в музыкальной жизни Вены. Интересный факт: после одного из выступлений мальчика поцеловал Бетховен, потрясенный его виртуозной игрой. Эту встречу со своим кумиром Лист запомнил на всю жизнь.
Амбициозный отец перевез Ференца в Париж с целью поступления в Парижскую консерваторию. Однако здесь были открыты двери только для детей-французов. Чтобы как-то свети концы с концами, Ференц стал давать концерты — так в раннем возрасте началась его профессиональная деятельность. В этот же период Лист приступил к сочинительству. В 14 лет юный композитор написал оперу «Дон Санчо, или Замок любви».
В возрасте 16 лет Лист впервые столкнулся с большой трагедией — умер его отец. Юный музыкант погрузился в тяжелую депрессию и вернулся к нормальной жизни только спустя три года. Музыканта пробудила Июльская революция, которая буквально взорвала социум Парижа. Лист не смог остаться в стороне от общественной жизни и написал «Революционную симфонию».
Ференц начал давать концерты и постепенно в его жизни появились новые знакомства, самыми важными из которых оказались дружеские отношения с Никколо Паганини. Игра гениального скрипача пробудила у Листа желание совершенствовать собственную технику.
В краткой биографии Ференца Листа нельзя не осветить его новый период жизни, который начался с 1835 года и ознаменовался длительной гастрольной деятельностью. Прибыв в Италию, он впервые в истории сыграл сольный концерт без участия других музыкантов.
Путешествия Ференц Лист совмещал с концертами. Он объехал всю Европу, побывал в Турции, России. Лист с неподдельным интересом отнесся к русской музыке, и в дальнейшем издал сборник избранных отрывков из русских опер.
В 1848 году Лист обосновался в Веймаре, где занял должность придворного капельмейстера. Он вплотную занялся композиторской деятельностью, написав самые значительные свои произведения — «Годы странствий», «Фауст-симфония», «Симфония к «Божественной комедии»». Лист стал развивать симфоническое творчество, написав 12 симфонических поэм.
Ференц Лист стремился донести до европейского слушателя красоту мелодий своей родной страны. В 1847–1885 гг. он написал 19 венгерских рапсодий, которые пользовались большой популярностью.
На создание рапсодий Листа подтолкнуло историческое событие, связанное с Венгрией. В родных краях для композитора произошла революция против феодально-помещичьего строя Австрийских властей. К сожалению, восстание не одержало победы и было жестоко подавлено. Венгрия вновь стала частью Австрии.
Патриотичная душа композитора была глубоко поражена этим фактом. Тогда появились первые задумки о создании рапсодий на венгерские народные мелодии.
Всего композитор сочинил 19 произведений. Первая рапсодия была написана в 1851, ранее было исполнено второе по опусу произведение. До 1853 года были созданы еще 13 сочинений. В 1882 была продемонстрирована 16 рапсодия, через три года написаны еще три.
В 1860 году, устав от житейской суеты, Лист переселился в Рим, где спустя несколько лет принял малый постриг в аколиты. Лист считался романтиком в мире музыки, однако в 1865 году тематика его творчества изменилась, и композитор стал писать духовную музыку.
Последние годы жизни великий музыкант и композитор посвятил себя педагогике, оказывал покровительство молодым талантливым музыкантам. Личная жизнь его не была счастливой: Лист не был официально женат, но у него было трое внебрачных детей.
Скончался Ференц Лист 31 июля 1886 года, незадолго до этого успев дать свой последний концерт.
Творчество и произведения Ференца Листа.
В своем творчестве Лист вдохновлялся великими композиторами прошлого и своими знаменитыми современниками. От Бетховена, которому в то время буквально поклонялись, Лист взял драматическую напряженность и героику своих произведений, яркость эмоций и красок – от Берлиоза, а от Паганини – виртуозную сложность и мистический демонизм. Музыку Листа относят к течению романтизма, как и большинство произведений искусства того времени. Вообще, он очень глубоко проникался всеми впечатлениями своей жизни, перенося их в собственные шедевры и манеру исполнения. Везде, где побывал Ференц, он подмечал национальные черты музыки, и впоследствии гармонично использовал их. Французский романтизм привнес в музыку Листа невероятно яркие и противоположные образы. Итальянские оперные шедевры — чувственность и страсть, надрывный вокал. Немецкая школа — глубокие и выразительные средства изображения, необычные формы. Позже Лист проникся и русской музыкальной традицией. При этом общий строй музыкальных произведений Листа характеризуются как национально-венгерский, ведь именно музыкальные впечатления детства стали основой его творчества. В частности, Лист любил наблюдать за плясками и пением местных цыган на родине.
Творческое наследие Ференца Листа огромно и разнообразно. Он создал 300 переложений великих произведений для фортепиано, отличающихся невероятной точностью передачи всех особенностей оригинала. Более 60 шедевров создано Листом для оркестрового исполнения. Также из-под пера Листа вышли целые программы для фортепианных концертов, симфонии, симфонические поэмы. Наиболее известный шедевр Листа — его «Венгерские рапсодии», в основе которых лежат цыганские мотивы, впечатлявшие Ференца в детстве. Цикл создавался с 1847 по 1885 год, а жанр инструментальной рапсодии считается еще одной новацией Листа.
Фредерик Шопен (Chopin)
(1810–1849 гг.)
Фредерик Франсуа Шопен– польский композитор XIX века, пианист-виртуоз, педагог, ярчайший представитель романтизма в музыке, основатель польской национальной композиторской школы. Его основное музыкальное наследие — произведения для фортепиано.
Фредерик Шопен родился 22 февраля 1810 года в деревне Желязова-Воля недалеко от Варшавы (Польша). Прекрасный музыкальный вкус будущему композитору привила его мать, которая хорошо играла на фортепиано и пела. Необыкновенные музыкальные способности, а также самое важное – любовь к игре на фортепиано, проявились у Фредерика еще в раннем детстве.
С семи лет с мальчиком начал заниматься известный пианист Войцех Живный. К двенадцати годам Фредерик достиг уровня лучших пианистов Польши. С 1823 года Шопен учился в Варшавском лицее.
После окончания училища, Шопен начал изучать теорию музыки в классе композитора Юзефа Эльснера. Благодаря покровительству князей Четвертинских и Антона Радзивилла, Фредерику удалось попасть в высшее общество.
С 1829 года Фредерик Шопен, биография которого уже тогда свидетельствовала, что он станет великим музыкантом, начал активно выступать со своими произведениями в Вене. В 1830 году композитор навсегда покидает Варшаву. В 1831 году поселяется в Париже, где моментально становится известным, обретает множество поклонников. Через какое-то время музыкант сам начинает преподавать.
В круг общения Шопена входили многие молодые музыканты и крупнейшие европейские композиторы – Ф. Гиллер, Тюлон, Стамати, Франкомм, Беллини, Берлиоз, Шуман, Мендельсон, художник Э. Делакруа, писатели В. Гюго, Г. Гейне и другие.
Первый приступ заболевания легких случился у композитора Шопена в 1837 году (по мнению биографов музыканта, это был туберкулез). С тех пор он страдал астматическими приступами. В это время Шопен жил с писательницей Жорж Санд. С 1838 по 1839 год влюбленные пробыли на острове Мальорка. Их отношения были непростыми, что также отрицательно сказывалось на состоянии здоровья композитора. В 1847 году они расстались.
В 1848 году Шопен поселился в Лондоне, где продолжал давать концерты и вести преподавательскую деятельность. 16 ноября 1848 года в Лондоне состоялся последний концерт великого композитора. С каждым днем он чувствовал себя все хуже и вскоре вернулся в Париж.
Заключительный значимый факт краткой биографии Шопена – его смерть. Великий композитор умер 5 (17) октября 1849 года и был похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.
Романтизм и фортепианное творчество
Творчество Шопена кратко можно определить как романтизм во всех его проявлениях. Его многочисленные фортепианные миниатюры – как разные грани одного бриллианта. Композитор написал очень мало крупных произведений. Наиболее известна среди них его вторая соната, а особенно ее третья часть – траурный марш.
Фортепианные миниатюры Шопена объединены в циклы. Польские мазурки и полонезы – это поэтические пьесы, проникнутые тоской по родине. Наиболее лиричные произведения композитора – прелюдии. Они проходят через все творчество Шопена. Кратко эти сочинения можно охарактеризовать как короткие пьесы, охватывающие все 24 тональности. Прелюдии решены в различных жанрах. Например, ля-мажорная пьеса воспроизводит ритмическую основу мазурки. А прелюдия «Си Минор» напоминает элегию.
Жанры в музыке Шопена
Фортепианное творчество Шопена обусловлено многогранным синтезом. Соединение в одной короткой теме интонаций различных, порой контрастных, жанров приводит к высокой концентрации напряжения музыкальной ткани. Спрессованные в восьмитактовой мелодии намеки на марш, ноктюрн и патетическую декламацию как будто бы взрывают тему изнутри. Их потенциал раскрывается на протяжении всей композиции, выстраивая сложную драматургию.
Как отмечают немецкие музыковеды, творчество Фридриха Шопена (так его называют в Германии) испытало влияние Роберта Шумана, особенно его фортепианных циклов. Однако музыка этого великого композитора необычайно самобытна. Подтверждением служат так называемые польские циклы – мазурки и полонезы.
Мазурки и полонезы
Мазурки очень разнообразны. Среди них есть изящные и рафинированные миниатюры, а также пьесы, написанные в народном духе. Встречаются также блестящие бальные мазурки. Большинство этих произведений не являются трудными в плане виртуозности. Технически они просты для исполнения. Сложными для понимания их делает глубокий музыкальный смысл, от слушателя требуется особая тонкость восприятия.
Как и все творчество Шопена, произведения, написанные в жанре полонеза, являются лирическими поэтичными миниатюрами. Но вместе с тем они имеют характер ярких и блестящих танцев. Среди них есть разные по содержанию миниатюры: трагические, торжественные и изысканные. Пианисту, исполняющему полонезы, необходимо иметь сильные пальцы и широкие кисти рук. Это нужно для того, чтобы справиться с многозвучными аккордами, лежащими в основе произведений.
Если попытаться сформулировать в нескольких словах творчество Шопена, краткое содержание его будет таким: величайший гений романтической эпохи, он был музыкальным кумиром Европы. Его трагическая и одновременно счастливая судьба – в музыке. И она бессмертна.
Шопен написал два концерта, 3 сонаты и 2 серии этюдов для фортепиано и еще несколько больших пьес, но гений его особенно сильно сказался в маленьких вещах, вальсах, мазурках, полонезах, ноктюрнах и Impromptus. Яркая печать индивидуальности лежит на всех его произведениях, из которых очень многие построены на национальных мотивах. Грациозное и стройное чередуется здесь с мрачным и чудовищным, меланхолия сменяется приступами бурной веселости, но по преимуществу муза его элегична; при этом все творения Шопена блещут совершеннейшей внешней законченностью. Эти особенности гения Шопена отводят ему очень видное и совершенно исключительное место среди фортепианных композиторов.
Творчество Шопена.
Произведения Шопена наполнены чувственностью, личными переживаниями композитора и оказывают мощное воздействие на исполнителей и слушателей. Искренность и весь спектр сердечных волнений можно услышать в аккордах, сложнейших пассажах и арпеджио пьес.
Этюды было принято сочинять целыми сборниками для развития и совершенствования «мелкой» и «крупной» техник. Но все 27 произведений этого жанра, написанные Шопеном, — истинные шедевры. Некоторые имеют частные посвящения друзьям, другие окрашены личными настроениями.
«Революционный этюд» до-минор Опус 10 — не просто набор технических упражнений и гамм, а гениальное творение, в которое Мастер вдохнул душу. Этюд определенно несет смысловую нагрузку.
19-летний красавец Фредерик, пианист-виртуоз и уже весьма известный «сочинитель» гастролирует по европейским странам. Шопена уже неплохо знают и отлично принимают на лучших подмостках Кракова и Вены. Но тонкая душа творца плачет о родной Варшаве. Осенью 1829 года композитор возвращается в родные пенаты. Работать над сочинениями он не перестает. Шопену прочат великое будущее, а настоящий успех возможен лишь в большой поездке по Европе. Но на Родине неспокойно. В начале XIX столетия на Польской стороне тщательно готовилось восстание против властвующего царизма.
Осенью 1831 года во время концертов в Штутгарте композитору становится известно, что польское восстание жестоко подавлено, а любимый город сдан. Романтик-Шопен до последнего верит в победу варшавян. Драматическая развязка по-настоящему потрясает молодого человека.
Кто впервые назвал Этюд до-минор «Революционным».
Этюд масштабен по тексту и велик по содержанию. Сочинение завершается в Париже. Пианисты, впервые увидевшие ноты произведения и попробовавшие музыку » в руках» на инструменте, влюбляются в произведение моментально и навсегда.
Пьеса входит в цикл из 12 сочинений. Шопен посвящает издание близкому другу — Ференцу Листу. Знаменитый пианист, исполнив драматические пассажи, первым дает точное определение этюду, назвав его «Революционным».
Музыка способна выражать непознаваемое, передавать то, что не в силах передать словами. Романтизм всегда стремился уйти от реальности. Прикоснуться к жизни простых людей, понять их чувства, опираясь на музыку. Это помогло представителям музыкального романтизма сделать свои произведения весьма реалистичными и сохранить их «неповторимую глубину» на долгие годы.