«Жизнь и творчество композиторов романтиков»

«Жизнь и творчество композиторов романтиков»

Музыка

Презентация доклад

Автор: Бажанова К.Л, преподаватель, ГККП «Центр детского творчества» ГУ «ОО по городу Текели
Управления образования области Жетiсу»
.

«Музыка начинается там, где кончается слово» г. Гейне.
Романтизм. Термин происходит от французского слова romantisme. Романтизм — художественное течение, сформировавшееся в конце XVIII — начале XIX века сначала в литературе, а затем в музыке. В творчестве романтиков находит отражение обновление личности, утверждение ее духовной силы и красоты, индивидуалистический бунт против мещанства, возвышенная лирика, интерес к фантастическим сюжетам.
Для романтизма в музыке характерно обращение к внутреннему миру человека. Благодаря способности музыки глубоко проникать в мир переживаний человека, она поставлена на первое место среди других искусств.
Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада. В период расцвета романтизма зародился ряд новых музыкальных жанров, а именно, жанры программной музыки (симфонические поэмы, баллады, фантазии и т. п.).
Основными представителями романтизма в музыке являются: в Австрии — Франц Шуберт и Ференц Лист; в Германии Эрнест Теодор Гофман, Карл Мария Вебер, Рихард Вагнер, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, Людвиг Шпор; в Италии Никколо Паганини, Винченцо Беллини, ранний Джузеппе Верди; во Франции Д. Ф. Обер, Гектор Берлиоз, Дж. Мейербер в Польше Фредерик Шопен. В России в русле романтизма работали Александр Алябьев, Михаил Глинка, Александр Даргомыжский, Милий Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Цезарь Кюи, П. И. Чайковский.

Ференц Лист
(22 Октября 1811 – 31 Июля 1886 гг.)
Будущий музыкант появился на свет 22 октября 1811 года в небольшом венгерском городке Доборьян. Имя, данное мальчику при крещении, было записано по-латыни как Franciscus, а по-немецки произносилось Франц. В венгерских источниках упоминается имя Ференц, которое так и закрепилось за композитором.
Отец Ференца с ранних лет стал обучать сына музыке. Поначалу он сам давал ему уроки, которые не прошли даром — в возрасте 8 лет впервые выступил в публичном концерте. Это выступление имело большой успех, и Лист-старший понял, что нужно развивать талант сына.
Так с 1821 года Ференц переехал в Вену, где брал уроки игры на фортепиано у известного педагога Карла Черни. Теоретическую часть преподавал мальчику Антонио Сальери.
Юный Ференц Лист произвел настоящий фурор в музыкальной жизни Вены. Интересный факт: после одного из выступлений мальчика поцеловал Бетховен, потрясенный его виртуозной игрой. Эту встречу со своим кумиром Лист запомнил на всю жизнь.
Амбициозный отец перевез Ференца в Париж с целью поступления в Парижскую консерваторию. Однако здесь были открыты двери только для детей-французов. Чтобы как-то свети концы с концами, Ференц стал давать концерты — так в раннем возрасте началась его профессиональная деятельность. В этот же период Лист приступил к сочинительству. В 14 лет юный композитор написал оперу «Дон Санчо, или Замок любви».
В возрасте 16 лет Лист впервые столкнулся с большой трагедией — умер его отец. Юный музыкант погрузился в тяжелую депрессию и вернулся к нормальной жизни только спустя три года. Музыканта пробудила Июльская революция, которая буквально взорвала социум Парижа. Лист не смог остаться в стороне от общественной жизни и написал «Революционную симфонию».
Ференц начал давать концерты и постепенно в его жизни появились новые знакомства, самыми важными из которых оказались дружеские отношения с Никколо Паганини. Игра гениального скрипача пробудила у Листа желание совершенствовать собственную технику.
В краткой биографии Ференца Листа нельзя не осветить его новый период жизни, который начался с 1835 года и ознаменовался длительной гастрольной деятельностью. Прибыв в Италию, он впервые в истории сыграл сольный концерт без участия других музыкантов.
Путешествия Ференц Лист совмещал с концертами. Он объехал всю Европу, побывал в Турции, России. Лист с неподдельным интересом отнесся к русской музыке, и в дальнейшем издал сборник избранных отрывков из русских опер.
В 1848 году Лист обосновался в Веймаре, где занял должность придворного капельмейстера. Он вплотную занялся композиторской деятельностью, написав самые значительные свои произведения — «Годы странствий», «Фауст-симфония», «Симфония к «Божественной комедии»». Лист стал развивать симфоническое творчество, написав 12 симфонических поэм.
Ференц Лист стремился донести до европейского слушателя красоту мелодий своей родной страны. В 1847–1885 гг. он написал 19 венгерских рапсодий, которые пользовались большой популярностью.
На создание рапсодий Листа подтолкнуло историческое событие, связанное с Венгрией. В родных краях для композитора произошла революция против феодально-помещичьего строя Австрийских властей. К сожалению, восстание не одержало победы и было жестоко подавлено. Венгрия вновь стала частью Австрии.
Патриотичная душа композитора была глубоко поражена этим фактом. Тогда появились первые задумки о создании рапсодий на венгерские народные мелодии.
Всего композитор сочинил 19 произведений. Первая рапсодия была написана в 1851, ранее было исполнено второе по опусу произведение. До 1853 года были созданы еще 13 сочинений. В 1882 была продемонстрирована 16 рапсодия, через три года написаны еще три.
В 1860 году, устав от житейской суеты, Лист переселился в Рим, где спустя несколько лет принял малый постриг в аколиты. Лист считался романтиком в мире музыки, однако в 1865 году тематика его творчества изменилась, и композитор стал писать духовную музыку.
Последние годы жизни великий музыкант и композитор посвятил себя педагогике, оказывал покровительство молодым талантливым музыкантам. Личная жизнь его не была счастливой: Лист не был официально женат, но у него было трое внебрачных детей.
Скончался Ференц Лист 31 июля 1886 года, незадолго до этого успев дать свой последний концерт.

Творчество и произведения Ференца Листа.

В своем творчестве Лист вдохновлялся великими композиторами прошлого и своими знаменитыми современниками. От Бетховена, которому в то время буквально поклонялись, Лист взял драматическую напряженность и героику своих произведений, яркость эмоций и красок – от Берлиоза, а от Паганини – виртуозную сложность и мистический демонизм. Музыку Листа относят к течению романтизма, как и большинство произведений искусства того времени. Вообще, он очень глубоко проникался всеми впечатлениями своей жизни, перенося их в собственные шедевры и манеру исполнения. Везде, где побывал Ференц, он подмечал национальные черты музыки, и впоследствии гармонично использовал их. Французский романтизм привнес в музыку Листа невероятно яркие и противоположные образы. Итальянские оперные шедевры — чувственность и страсть, надрывный вокал. Немецкая школа — глубокие и выразительные средства изображения, необычные формы. Позже Лист проникся и русской музыкальной традицией. При этом общий строй музыкальных произведений Листа характеризуются как национально-венгерский, ведь именно музыкальные впечатления детства стали основой его творчества. В частности, Лист любил наблюдать за плясками и пением местных цыган на родине.
Творческое наследие Ференца Листа огромно и разнообразно. Он создал 300 переложений великих произведений для фортепиано, отличающихся невероятной точностью передачи всех особенностей оригинала. Более 60 шедевров создано Листом для оркестрового исполнения. Также из-под пера Листа вышли целые программы для фортепианных концертов, симфонии, симфонические поэмы. Наиболее известный шедевр Листа — его «Венгерские рапсодии», в основе которых лежат цыганские мотивы, впечатлявшие Ференца в детстве. Цикл создавался с 1847 по 1885 год, а жанр инструментальной рапсодии считается еще одной новацией Листа.

Фредерик Шопен (Chopin)
(1810–1849 гг.)
Фредерик Франсуа Шопен– польский композитор XIX века, пианист-виртуоз, педагог, ярчайший представитель романтизма в музыке, основатель польской национальной композиторской школы. Его основное музыкальное наследие — произведения для фортепиано.
Фредерик Шопен родился 22 февраля 1810 года в деревне Желязова-Воля недалеко от Варшавы (Польша). Прекрасный музыкальный вкус будущему композитору привила его мать, которая хорошо играла на фортепиано и пела. Необыкновенные музыкальные способности, а также самое важное – любовь к игре на фортепиано, проявились у Фредерика еще в раннем детстве.
С семи лет с мальчиком начал заниматься известный пианист Войцех Живный. К двенадцати годам Фредерик достиг уровня лучших пианистов Польши. С 1823 года Шопен учился в Варшавском лицее.
После окончания училища, Шопен начал изучать теорию музыки в классе композитора Юзефа Эльснера. Благодаря покровительству князей Четвертинских и Антона Радзивилла, Фредерику удалось попасть в высшее общество.
С 1829 года Фредерик Шопен, биография которого уже тогда свидетельствовала, что он станет великим музыкантом, начал активно выступать со своими произведениями в Вене. В 1830 году композитор навсегда покидает Варшаву. В 1831 году поселяется в Париже, где моментально становится известным, обретает множество поклонников. Через какое-то время музыкант сам начинает преподавать.
В круг общения Шопена входили многие молодые музыканты и крупнейшие европейские композиторы – Ф. Гиллер, Тюлон, Стамати, Франкомм, Беллини, Берлиоз, Шуман, Мендельсон, художник Э. Делакруа, писатели В. Гюго, Г. Гейне и другие.
Первый приступ заболевания легких случился у композитора Шопена в 1837 году (по мнению биографов музыканта, это был туберкулез). С тех пор он страдал астматическими приступами. В это время Шопен жил с писательницей Жорж Санд. С 1838 по 1839 год влюбленные пробыли на острове Мальорка. Их отношения были непростыми, что также отрицательно сказывалось на состоянии здоровья композитора. В 1847 году они расстались.
В 1848 году Шопен поселился в Лондоне, где продолжал давать концерты и вести преподавательскую деятельность. 16 ноября 1848 года в Лондоне состоялся последний концерт великого композитора. С каждым днем он чувствовал себя все хуже и вскоре вернулся в Париж.
Заключительный значимый факт краткой биографии Шопена – его смерть. Великий композитор умер 5 (17) октября 1849 года и был похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.
Романтизм и фортепианное творчество
Творчество Шопена кратко можно определить как романтизм во всех его проявлениях. Его многочисленные фортепианные миниатюры – как разные грани одного бриллианта. Композитор написал очень мало крупных произведений. Наиболее известна среди них его вторая соната, а особенно ее третья часть – траурный марш.
Фортепианные миниатюры Шопена объединены в циклы. Польские мазурки и полонезы – это поэтические пьесы, проникнутые тоской по родине. Наиболее лиричные произведения композитора – прелюдии. Они проходят через все творчество Шопена. Кратко эти сочинения можно охарактеризовать как короткие пьесы, охватывающие все 24 тональности. Прелюдии решены в различных жанрах. Например, ля-мажорная пьеса воспроизводит ритмическую основу мазурки. А прелюдия «Си Минор» напоминает элегию.
Жанры в музыке Шопена
Фортепианное творчество Шопена обусловлено многогранным синтезом. Соединение в одной короткой теме интонаций различных, порой контрастных, жанров приводит к высокой концентрации напряжения музыкальной ткани. Спрессованные в восьмитактовой мелодии намеки на марш, ноктюрн и патетическую декламацию как будто бы взрывают тему изнутри. Их потенциал раскрывается на протяжении всей композиции, выстраивая сложную драматургию.
Как отмечают немецкие музыковеды, творчество Фридриха Шопена (так его называют в Германии) испытало влияние Роберта Шумана, особенно его фортепианных циклов. Однако музыка этого великого композитора необычайно самобытна. Подтверждением служат так называемые польские циклы – мазурки и полонезы.
Мазурки и полонезы
Мазурки очень разнообразны. Среди них есть изящные и рафинированные миниатюры, а также пьесы, написанные в народном духе. Встречаются также блестящие бальные мазурки. Большинство этих произведений не являются трудными в плане виртуозности. Технически они просты для исполнения. Сложными для понимания их делает глубокий музыкальный смысл, от слушателя требуется особая тонкость восприятия.
Как и все творчество Шопена, произведения, написанные в жанре полонеза, являются лирическими поэтичными миниатюрами. Но вместе с тем они имеют характер ярких и блестящих танцев. Среди них есть разные по содержанию миниатюры: трагические, торжественные и изысканные. Пианисту, исполняющему полонезы, необходимо иметь сильные пальцы и широкие кисти рук. Это нужно для того, чтобы справиться с многозвучными аккордами, лежащими в основе произведений.
Если попытаться сформулировать в нескольких словах творчество Шопена, краткое содержание его будет таким: величайший гений романтической эпохи, он был музыкальным кумиром Европы. Его трагическая и одновременно счастливая судьба – в музыке. И она бессмертна.
Шопен написал два концерта, 3 сонаты и 2 серии этюдов для фортепиано и еще несколько больших пьес, но гений его особенно сильно сказался в маленьких вещах, вальсах, мазурках, полонезах, ноктюрнах и Impromptus. Яркая печать индивидуальности лежит на всех его произведениях, из которых очень многие построены на национальных мотивах. Грациозное и стройное чередуется здесь с мрачным и чудовищным, меланхолия сменяется приступами бурной веселости, но по преимуществу муза его элегична; при этом все творения Шопена блещут совершеннейшей внешней законченностью. Эти особенности гения Шопена отводят ему очень видное и совершенно исключительное место среди фортепианных композиторов.
Творчество Шопена.
Произведения Шопена наполнены чувственностью, личными переживаниями композитора и оказывают мощное воздействие на исполнителей и слушателей. Искренность и весь спектр сердечных волнений можно услышать в аккордах, сложнейших пассажах и арпеджио пьес.
Этюды было принято сочинять целыми сборниками для развития и совершенствования «мелкой» и «крупной» техник. Но все 27 произведений этого жанра, написанные Шопеном, — истинные шедевры. Некоторые имеют частные посвящения друзьям, другие окрашены личными настроениями.

«Революционный этюд» до-минор Опус 10 — не просто набор технических упражнений и гамм, а гениальное творение, в которое Мастер вдохнул душу. Этюд определенно несет смысловую нагрузку.
19-летний красавец Фредерик, пианист-виртуоз и уже весьма известный «сочинитель» гастролирует по европейским странам. Шопена уже неплохо знают и отлично принимают на лучших подмостках Кракова и Вены. Но тонкая душа творца плачет о родной Варшаве. Осенью 1829 года композитор возвращается в родные пенаты. Работать над сочинениями он не перестает. Шопену прочат великое будущее, а настоящий успех возможен лишь в большой поездке по Европе. Но на Родине неспокойно. В начале XIX столетия на Польской стороне тщательно готовилось восстание против властвующего царизма.
Осенью 1831 года во время концертов в Штутгарте композитору становится известно, что польское восстание жестоко подавлено, а любимый город сдан. Романтик-Шопен до последнего верит в победу варшавян. Драматическая развязка по-настоящему потрясает молодого человека.
Кто впервые назвал Этюд до-минор «Революционным».
Этюд масштабен по тексту и велик по содержанию. Сочинение завершается в Париже. Пианисты, впервые увидевшие ноты произведения и попробовавшие музыку » в руках» на инструменте, влюбляются в произведение моментально и навсегда.
Пьеса входит в цикл из 12 сочинений. Шопен посвящает издание близкому другу — Ференцу Листу. Знаменитый пианист, исполнив драматические пассажи, первым дает точное определение этюду, назвав его «Революционным».
Музыка способна выражать непознаваемое, передавать то, что не в силах передать словами. Романтизм всегда стремился уйти от реальности. Прикоснуться к жизни простых людей, понять их чувства, опираясь на музыку. Это помогло представителям музыкального романтизма сделать свои произведения весьма реалистичными и сохранить их «неповторимую глубину» на долгие годы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *