Иравати Карве прожила жизнь, которая сильно отличалась от жизни большинства женщин ее времени.
Родившись в колониальной Индии, когда у женщин было мало прав и возможностей, она совершила немыслимое: получила высшее образование за границей, стала профессором и первой женщиной-антропологом в Индии.
Она выбрала мужа по любви, плавала в купальнике, ездила на скутере и даже осмелилась оспорить расистскую гипотезу своего научного руководителя — знаменитого немецкого антрополога Евгена Фишера.
Ее труды о культуре, цивилизации и кастовой системе Индии стали революционными и вошли в учебные программы индийских колледжей. Однако, несмотря на ее вклад, Иравати Карве остается малоизвестной фигурой в истории, и о ее жизни известно далеко не все.
Недавняя книга «Iru: The Remarkable Life of Irawati Karve» («Иру: Удивительная жизнь Иравати Карве»), написанная ее внучкой Урмиллой Дешпанде и исследователем Тьяго Пинто Барбозой, проливает свет на жизнь этой выдающейся женщины, преодолевшей множество препятствий, чтобы проложить путь для будущих поколений.
Детство и образование
Иравати Карве родилась в 1905 году в Бирме (ныне Мьянма) и получила имя в честь реки Иравади. Она была единственной девочкой среди шести братьев, росла в комфорте и была окружена заботой семьи.
Однако судьба уготовила ей неожиданные испытания, которые сформировали ее личность. Наряду с сильными женщинами, в ее жизни было немало прогрессивных мужчин, которые помогали ей преодолевать барьеры и поддерживали ее.
В возрасте семи лет она была отправлена в пансион в Пуне — необычное решение для того времени, когда девочек обычно выдавали замуж в раннем возрасте. Там она познакомилась с Р.П. Паранджпье — известным просветителем, семья которого фактически усыновила Иравати и воспитала ее как родную дочь.

В доме Паранджпье она погрузилась в атмосферу, где ценились критическое мышление и нравственные принципы, даже если они шли вразрез с устоявшимися традициями индийского общества. Паранджпье, которого Иравати ласково называла «аппа» («второй отец»), был человеком, опередившим свое время.
Будучи директором колледжа и убежденным сторонником женского образования, он также был атеистом. Через него Иравати познакомилась с миром социальных наук и их влиянием на общество.
Когда она решила отправиться в Берлин для получения докторской степени по антропологии, несмотря на протесты биологического отца, Паранджпье и ее муж Динкар Карве, профессор естественных наук, поддержали ее выбор.
Берлин и противостояние нацистским теориям
В 1927 году Иравати отправилась в Германию на корабле, чтобы учиться под руководством Фишера — известного профессора антропологии и евгеники.
В то время Германия все еще восстанавливалась после Первой мировой войны, а Гитлер еще не пришел к власти. Однако уже тогда в стране начали распространяться антисемитские настроения. Однажды Иравати стала свидетельницей жестокого убийства еврейского студента, чье тело лежало на тротуаре у ее дома, окровавленное и изуродованное.
Пока она боролась с шоком и отвращением, ей предстояло выполнить исследование, предложенное Фишером: доказать, что белые европейцы обладают большей логикой и рассудительностью, а значит, превосходят остальные расы. Для этого ей нужно было тщательно измерить 149 человеческих черепов.
Фишер утверждал, что у белых европейцев асимметричные черепа, позволяющие разместить более крупные правые лобные доли мозга, якобы свидетельствующие о высоком интеллекте. Однако исследования Иравати не обнаружили никакой связи между расой и строением черепа.
«Она не только опровергла гипотезу Фишера, но и поставила под сомнение основные антропологические теории того времени», — пишут авторы книги.
Иравати смело представила свои выводы, рискуя вызвать гнев научного руководителя и потерять ученую степень. Фишер поставил ей минимальную оценку, но ее работа научно доказала, что расовые различия не могут быть оправданием дискриминации. (Позже нацисты использовали теории Фишера для обоснования своей идеологии, а сам он вступил в партию Гитлера.)
Возвращение в Индию и научные экспедиции
Вернувшись на родину, Иравати продолжила исследовательскую работу. В то время, когда женщинам не позволялось путешествовать далеко от дома, она отправлялась в экспедиции в отдаленные индийские деревни, изучая жизнь различных племен.
Она принимала участие в археологических раскопках, помогая обнаружить кости, которым было более 15 000 лет. Эти изнурительные поездки длились неделями и месяцами, проходя через густые леса и пересеченную местность. Иногда ей приходилось спать в сараях или кузовах грузовиков и обходиться без еды по несколько дней.
Смелость перед традициями и фундаментализмом
Иравати не только бросала вызов научным догмам, но и с легкостью разрушала культурные барьеры.
Будучи брахманкой из касты Читпаван — традиционно вегетарианского и высококастового сообщества — она однажды приняла в дар от вождя племени частично сырое мясо, понимая, что это знак дружбы и испытание на верность. Она съела его без страха и предвзятости, проявив уважение к чужой культуре.
С годами ее научные исследования привели к тому, что она стала критиковать религиозный фундаментализм, включая крайние формы индуизма. Она считала, что Индия принадлежит всем ее жителям, независимо от вероисповедания.
В книге описывается момент, когда, размышляя о зверствах нацистов против евреев, Иравати пришла к осознанию, которое навсегда изменило ее мировоззрение.
«В этих размышлениях Иравати постигла один из самых трудных уроков индуистской философии: все, что есть в мире, — это и ты тоже», — пишут авторы.
Наследие Иравати Карве
Иравати Карве скончалась в 1970 году, но ее наследие живет в ее трудах и в людях, которых она вдохновила.
Ее вклад в антропологию, археологию и социальные науки остается неоценимым. Она была женщиной, которая не боялась бросать вызов обществу, традициям и даже научному истеблишменту, оставив после себя путь, по которому смогут идти будущие поколения.