Автор: Алимгазина Ботагоз Карекеевна,
учитель русского языка и литературы средней школы имени Шестакова
Ескельдинского района области Жетысу
«Читайте детям не нотации, а книги» Г.Остер
«Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы» является актуальной темой на сегодняшний день. В современной системе образования стоит проблема повышения конкурентоспособности образования, а также его адаптации к жизненным реалиям. Человек живет и действует в условиях, которые требуют высокого профессионализма и интеллектуальных усилий для принятия правильных решений в различных жизненных ситуациях. Поэтому умение читать уже не может считаться просто способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Постановлением Правительства РК утвержден Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников, который включает комплекс мероприятий по содержательному, учебно-методическому, материально-техническому обеспечению процесса развития функциональной грамотности школьников и поэтому современные требования к уроку таковы, что необходимо использовать все приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач. [1]
Функциональная грамотность становится фактором, способствующий развитию способностей школьников творчески мыслить и находить стандартные решения, уметь выбирать путь, использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах жизнедеятельности, а также обучению на протяжении всей жизни. [2]
Умение грамотно читать и понимать смысл текста является базовым для работы с информацией в разных форматах. Основы этих навыков закладываются в детстве. Состояние чтения детей, подростков и юношества зависит от многих факторов, и прежде всего, от деятельности основных социальных институтов его поддержки: семьи, образования и книгораспространения. [3]
Читательская грамотность считается базовым комплексом навыков и умений. Но относится она не только к чтению текстов. Важно, насколько хорошо человек умеет работать с информацией. Вопрос грамотности в таком ключе был впервые поставлен в 1994 г. [4]
Состояние чтения школьников — это результат целого комплекса факторов. Во многом ухудшение читательской грамотности обусловлено учебной перегрузкой и снижением мотивации к чтению. Ещё один существенный фактор — отсутствие системы развития читательской компетентности, недостаточное введение новых методик обучения чтению. Как показывает опыт, внедрение в работу учителей новых методов и подходов к обучению школьников может изменить ситуацию к лучшему.
Существует три основных вида грамотности: базовая, функциональная и мультимодальная. [5] В данное время в школах акцентируется внимание именно на функциональной грамотности. Мы, учителя-словесники, конечно же, большое внимание уделяем именно читательской грамотности. Само понятие «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. У развитого читателя должны быть сформированы умения: извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения; интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя. Чтение – это основной и ничем не заменимый источник социального опыта прошлого и настоящего, важнейший способ освоения базовой социально значимой информации. Без чтения нет образования, формирования мировоззрения. Чтение и работа с текстом, а не слово учителя – основа современных образовательных технологий. Грамотно читать – это значит понимать текст, размышлять над его содержанием, оценивать его смысл и значение, фиксировать и использовать полученную информацию, излагать свои мысли о прочитанном.
Как организовать обучение функциональной грамотности чтения на уроках? В школах с казахским языком обучения учащимся очень сложно понимать содержание текста, так как русский язык не является родным. Учащимся приходится обращаться к словарям. На своих уроках я добиваюсь полного понимания текста, что предусматривается в грамотности чтения.Это знакомство с текстом,его осмысливание и работа с информацией. Каждый учитель-словесник в качестве одной из приоритетных обозначает цель: достижение необходимого уровня читательской компетентности, общего речевого развития, овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа учебных текстов. Читательская грамотность является видом учебной деятельности в школе, на который опираются все другие. Высокий уровень читательской грамотности позволяет успешному обучению на следующей ступени. Учащиеся, обладающие средним уровнем понимания текстов, нуждаются в педагогической помощи и руководстве. Учащиеся с низким уровнем читательской грамотности не способны даже принять помощь.
В нашей школе после анализа результатов контрольных работ, результатов итоговой аттестации, мы задумались о способах получения высоких результатов читательской грамотности. Поэтому было важным найти наиболее эффективные приёмы и методы, которые помогли бы учащимся работать с текстами, извлекать нужную информацию. Были подготовлены типы заданий, формирующие читательскую грамотность учащихся. Особенно эти виды работ необходимы при подготовке учащихся 11 классов к итоговой аттестации, при сдаче которой учащиеся затруднялись отвечать на тестовые вопросы по тексту, так как не были достаточно внимательны при чтении текстов, не могли выделить основные ключевые слова, найти необходимую информацию. Поэтому при работе с текстами необходимо учащихся подготовить к восприятию содержания текста, научить читать бегло, но вдумчиво, не забывая о рациональном использовании времени. При этом необходимо помнить, что мы должны воспитывать ученика, у которого сформирована культура поведения, культура общения, культура семейных отношений, поэтому тексты подбираем нравственного содержания.
Существует множество видов работ с текстами, но хочу перечислить несколько наиболее эффективные из них. В своей работе на уроках русского языка и литературного чтения я развиваю грамотность чтения через применение приемов критического мышления.
Работа с таблицей. Выбираю текст, который встречается в научной или художественной литературе. Например, текст называется» Кенгуру». Учащиеся записывают на стикерах или в тетрадях, что они знают о кенгуру (признаки, характеристика). Принимаются все варианты знаний учащихся об этом животном. После этого учащиеся знакомятся с текстом и заполняют таблицу. /1 минута на заполнение таблицы/. После заполнения таблиц учащиеся по очереди могут поделиться новой информацией.
Можно учащимся предложить самим выбрать стратегии при работе с текстом. /Раздаю тексты и названия стратегий/. Каждая группа выбирает 1 стратегию и готовит задания.
Так же при работе с текстом эффективно работает стратегия «Кубик Блума». Данный прием критического мышления универсален. Его может использовать не только любой учитель-предметник, но и преподаватели ВУЗов, психологии, социологии. Возможны два варианта:
•вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с кубиком;
•вопросы формулируют сами учащиеся. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.
Следующий приём «Алфавит». Очень простая стратегия чтения, которая помогает припоминать то, что знал на стадии вызова и то, что узнал на стадии рефлексии. Часто можно услышать другие названия данной стратегии. Например, «Алфавит за круглым столом» (это вполне резонно, если работа выполняется общими усилиями) или «Алфавит по кругу» (когда ячейки добавляются вразброс всеми участниками занятия). Цель стратегии: заполнить как можно больше ячеек словами, относящимися к теме (урока, текста, занятия, блока, раздела и т.д.). Таким образом, учащиеся более внимательно читают текст и запоминают ключевые слова.
На уроках можно применить следующие методы и приемы работы по формированию функциональной /читательской / грамотности: «Верное и неверное утверждение» /до и после чтения/, «Вопрос-ответ», “Цифровой диктант”, «Продолжи предложения», «Кубик Блума», “Древо мудрости!”, «Бинго», «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Синквейн», «Работа с вопросником» , «Знаю, узнал, хочу узнать», «Уголки», «Тонкие и толстые вопросы», «Логическая цепочка» и другие.
При использовании на уроках русского языка и литературы указанных форм и методов работы, у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность». Анализируя активность учеников на моих уроках я пришла к выводу, что функциональная грамотность чтения формирует мировоззрение, расширяет кругозор, интерес к осознанному обучению, создает мотивацию для выполнения более сложных заданий.
Список литературы:
1. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы. [Электронный ресурс]
2. Ресурсы Интернета. Статья Формирование функциональной грамотности обучающихся начальной школы
3 . Библиотечное обслуживание детей за рубежом: опыт, инновации, источники информации / Российская государственная детская библиотека; сост. В.П. Чудинова, К.О. Чудинова; пер. с англ. и яп. К.О. Чудиновой. – М., 2011. – 102 с.
4. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся Pisa (Programme for international Student Assessment) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.centeroko.ru/pisa15/pisa15_res.htm .
5. ELINET. What is literacy? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.eli-net.eu/about-us/