«Одна из основных целей педагогики всегда состояла в том, чтобы добиваться максимального повышения эффективности целенаправленных воспитательных воздействий на человека» — это сложное высказывание, мы вычитали в одном из учебников по педагогике. Все верно, педагог – это именно тот человек, который должен воздействовать на ученика. Так заведено испокон веков. Но сегодня, слово «воздействие» в учебном процессе, стало носить не только положительный характер, и дело вот в чем. По мнению многих, один, заведенный шаблон обучения в школах со временем подавляет в детях всю их суть, их личность, понемногу закрывая дорогу их внутренним талантам и стремлениям. Надо отметить, что подобная проблема была замечена сравнительно недавно как самими работниками образования, так и родителями, причем последние отнеслись к ней, весьма серьезно. Оно и понятно, ведь речь идет об их детях!
Что же делать? Кардинально поменять систему образования?
-Невозможно!
Работать с каждым учеником индивидуально?
Не хватит времени!
Ведь учителя и так немало усилий прилагают в том, чтобы успеть дать максимум знаний каждому из своих учеников. Но как оказалось, даже в такой, с виду, безвыходной ситуации можно найти решение, но для этого в игру должны вступить профессионалы, которые занимаются непосредственно тем, что раскрывают и развивают в детях таланты, обучают каждого индивидуально, воспитывают в юных дарованиях любовь к искусству и культуре.
«Дом Детского творчества» города Саркан, является именно таким учебным учреждением. За всю историю своего становления он преодолел множество трудностей и преград. По словам директора, ДДТ — Алтын Бегимбаевны Жаркеновой в конце 80-х годов, по всей Алматинской области действовали 152 подобные организации. Непосредственно в их школе обучалось около 3000 учеников. На тот момент, в каждом близлежащем селе у творческих школ были свои филиалы, действовали педагогические классы, которые выпускали педагогических работников средне — специального образования: учителей музыки, хореографии, ИЗО, воспитателей детских садов и даже учителей начальных классов. Но, к сожалению, в период всем знакомой Перестройки, практически все учреждения дополнительного образования, упразднили, и по области их осталось всего 4, в городе Талгар, Капчагай, Талдыкорган и Сарканд. Угроза упразднения, коснулась и Дома детского творчества (на тот момент имевшей статус школы искусств).
— «Мне позвонили в преддверии Нового года и сообщили о том, что школу хотят закрыть. Это была шокирующая новость, и я предпочла промолчать и не рассказывать ее своим коллегам. Не хотелось портить всем настроение, праздник все-таки…» — вспоминает Алтын Бегимбаевна.
В 1998 году школа начала понемногу расформировываться, но упорные преподаватели до такой степени не желавшие бросать годы своих трудов, все равно оставались на рабочих местах и длительное время работали без зарплаты. На подобный шаг решиться не каждый, но ведь здесь речь идет о людях творческих. А многие творческие личности помимо разума руководствуются внутренним импульсом. Именно такое, словами необъяснимое ощущение присутствовало на тот момент в коллективе – ощущение, что все будет хорошо, все наладится…
К счастью, так и получилось. В 1999 году благодаря упорству педагогов и пониманию акима области школе присвоили статус Дома Детского творчества. Сегодня здесь обучаются 997 учащихся, а с ними работают двадцать преподавателей, десять из которых сами являются выпускниками данного учреждения.
Основные задачи, которые Дом Детского творчества ставит перед собой сегодня это: формирование общей культуры у детей, активизация у них познавательных интересов, реализация творческих способностей. Во всех перечисленных факторах, заинтересован не только коллектив Дома творчества, но и множество образовательных, государственных и общественных организаций, а также родители. Взаимодействие между учителем, учеником и родителями является актуальным вопросом в работе учреждения. Период школьного обучения это именно то время, когда каждому ребенку важно ощущать, что он особенный, нужный, и выявление у него определенных навыков и талантов не малозначимый процесс.
Во время интервью Алтын Бегимбаевна рассказала нам, что в свою школу они принимают не только одаренных от природы детей, но и тех, у кого таланты проявляются меньше.
— «Каждый ребенок индивидуален, он заслуживает к себе пристального внимания и шанс проявить себя. Именно поэтому мы никогда не отказываем детям и их родителям, принимаем на обучение любого ребенка и пытаемся доказать ему, что стараниями и упорством можно достичь высоких результатов. А когда ребенок видит, что ты веришь в него, он действительно прилагает много усилий в работе над собой».
В Доме Детского творчества сегодня создана собственная государственная образовательная программа, которая развивается в направлении широкого охвата различных культурных сфер. По ней преподаватели стараются приобщать своих воспитанников не только к ценностям казахской национальной культуры, но и мировой в целом. Основные направления такой программы: «Познавай и учись», «Учись и твори», «Твори и совершенствуйся».
Своими глазами
Если рассказать вам уважаемые читатели непосредственно о нашем собственном посещении Дома детского творчества, то нельзя не отметить атмосферу, которой переполнены все классы и коридоры этого учреждения. Творчество везде и всюду, в каждом уголке, в каждом присутствующем здесь человеке – вот что ощущается здесь изначально. Стены украшены работами учеников и фотографиями, на которых они совместно с учителями участвовали на различных международных конкурсах. Здесь мы не встретили стеснения или удивления. Все ребята с радостью показали нам номера, над которыми работали в тот момент, когда мы вошли. Поэтому снимки у нас получились, что ни на есть живыми и настоящими. В Доме детского творчества действует 8 кружков: домбра, вокал – эстрада, изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, хореография, шахматы и шашки. А также здесь создана вокальная группа учителей «Vivat», в репертуаре которой, песни казахских и зарубежных композиторов. Для полноценной работы, администрация Дома детского творчества, уделяет огромное внимание самообразованию учителей. В своей работе они используют не только установленные программой методы работы, но и дополняют их своими свежими, актуальными и весьма интересными идеями.
Возможно именно такой подход, с нотками креатива от самих преподавателей, и помагает ребятам обучающимся в Доме детского творчества занимать первые, лидирующие места в областных, республиканских и даже международных конкурсах. К примеру, в 2014 году учителя Дома Детского творчества были внесены в Республиканскую книгу, лучшие работники образования Республики Казахстан «Сердце отданное детям».
Действительно, каждый педагог на этой планете помимо заведенного процесса обучения должен дать своим ученикам: любовь, теплоту и заботу. Но в нашем случае, по мимо всего перечисленного учителя деляться с учениками своим внутренним творчеством. Но как же тяжело этому самому творчеству проявить себя сегодня, в нашем заматериализованном мире, где во всех людских делах наблюдается строгая определенность, точность, постоянная спешка и где – то даже алчность. Пытаясь поспеть за шаблонами, которые сложились в обществе, мы убиваем свой внутренний мир, свой дар.
Как известно многие творческие люди с некой жадностью относятся к своим творениям, но в этом нет ничего плохого. Потому, что именно благодаря этому качеству, взявшись за какое-то дело, творческая личность ни за что не сможет выполнить его поверхностно, она отдаст этому делу все свое время, всю свою душу, и пока не увидит результаты своих трудов, нет ей покоя. Вот что значит творчество. Это внутренний мир каждого человека, это его видения жизни, это тонкий стержень, который будет сопровождать нас до конца наших дней, то и дело проявлясь в наших мирских делах. Именно поэтому мы, несомневаемся в том, что в Доме детского творчества города Саркан, который нам посчастливилось посетить, работают далеко не безраличные люди. И мы рады, что на их примере, вырасло и вырастет еще не одно поколение талантливых ребят!
Автор: Айгерим ТУРГАНБАЕВА