Казахстанские Педагоги Заняты Бумаготворчеством, А Не Преподаванием

Казахстанские Педагоги Заняты Бумаготворчеством, А Не Преподаванием

Сұхбат

Документооборот в казахстанских школах должен быть оптимизирован, чтобы не отвлекать учителей от основной работы

Документооборот в казахстанских школах должен быть оптимизирован, чтобы не отвлекать учителей от основной работы.

О том, насколько важно снизить бюрократическую нагрузку на педагогов, накануне августовских конференций учителей рассказал доктор педагогических наук, профессор, академик, президент Академии педагогических наук РК Аскарбек Кусаинов.

Некогда учить

Профессор не в первый раз обращает внимание общественности на эту проблему. Недавно он выпустил книгу «Кризис в системе среднего образования: пути выхода».
Классный руководитель в течение учебного года должен подготовить 35  различных отчетов, среди них: социометрия (2 раза в год), уровень воспитанности (2 раза в год), уровень воспитания, психологическая характеристика класса, информация об учителях, которые ведут занятия в классе, а также фотослайды о жизни класса в течение учебного года по 7 блокам.
– Сдача этих отчетов является самой главной задачей каждого учителя, и руководство любой школы, без исключения, строго следит за этим,– говорит Аскарбек Кусаинов. – Когда учителя вообще готовятся к проведению занятий?! Я понять этого никак не могу. Это только одна сторона педагогического труда. Современный учитель должен понимать, что главное сегодня – не просто передать  знания, хотя это очень важно, но и важно детей научить учиться. Урок в школе – и это надо помнить педагогам – не единственный источник знаний. Сегодня современный учитель должен сам учиться и учиться, чтобы идти в ногу со временем.

Слабые учителя –слабые ученики

В своей книге Аскарбек Кусаинов приводит цифры Комитета контроля качества в сфере образования МОН РК 2012 года. Они показывают: более 2 тысяч учителей вообще не имеют педагогического образования, а многие из них работают в начальной школе. В настоящее время в начальных классах преподают в основном выпускники колледжей. Американские ученые, кстати, установили, что учащиеся, которые в начальных классах обучались у слабых учителей, плохо учились в старших классах. Из них только 25 процентов смогли получить знания согласно стандартным требованиям. Отсюда следуют два вывода. Во-первых, качество знаний у учащихся начальных классов зависит от профессиональной компетенции учителей, которые их обучают. Во-вторых, только четвертая часть детей, которые получили слабые знания в начальной школе, могут получить в старших классах знания согласно предъявляе­мым требованиям.
– Мы должны  признать: не повысив профессиональный уро­вень учителей, ведущих занятия в школе, мы не повысим качество образования, – отмечает академик.
Уровень образования сильно упал, и причин этому масса. Одна из них – слабые педагогические кадры.
– Во-первых, повышение профессиональной  компетент­ности учителей является безотлагательной работой, которую нужно осуществлять эффективно, – считает Кусаинов. – Во-вторых, нужно на основе лучшего мирового опыта разработать концепцию подготовки педкадров и начать ее реализацию.  В-третьих, уровень подготовки педкадров в колледжах необходимо поднять да уровня бакалавра-педагога.
В развитых странах, отмечает он, реализовываются четыре способа повышения качества образования. Прежде всего в учебных заведениях, где готовят будущих учителей, с раннего этапа формируются практические знания. Далее для поддержки учителей в школах формируется наставничество и отбирают лучших наставников, чтобы они развивались и продолжали работать на этой стезе, и, конечно, создаются условия для взаимообучения учителей.
В Казахстане повышением квалификации педагогов занимаются институты повышения квалификации учителей. На это выделяются огромные деньги. О неэффективности проводимой ими работы было много написано и высказано много предложений. Однако, как говорит Аскарбек Кусаинов, необходимые выводы сделаны не были. У нас учителей приглашают на длительные сроки и повышают их квалификацию на основе чтения лекций и проведения семинаров. А в мировой практике подготовка кадров происходит в реальной обстановке.

Кто в профессию пойдёт?

Еще одна неблагоприятная тенденция – в педвузы сдают документы в основном выпускники, окончившие школу со средними показателями, в колледжах такая же история. Что в свою очередь тоже способствует падению качества подготовки педкадров. Ведь предъявлять высокие требования к людям, не получившим достаточного багажа знаний в школе (и, кстати, не по их вине), бессмысленно.
– Вот откуда берутся средние учителя. Когда они приходят в школу, их сразу принимают, и, получив, по одному классу, они начинают вести занятия. К ним не прикрепляются наставники, если и даже прикрепляются, то формально, – говорит Кусаинов.
Во многих странах на педагогические специальности принимают документы лучших выпускников школ. Они сдают специальный экзамен, определяющий их профессиональную пригодность к педагогической деятельности. У каждого молодого специалиста есть наставник (коучер).
Президент Академии педагогических наук РК Аскарбек Кусаинов убежден, что качество знаний у учащихся не может быть лучше качества знаний учителей. И это подтверждают многочисленные исследования ученого. Поэтому единственный путь улучшения качества образования у казахстанских детей – это повышение уровня преподавания.
– В странах-призерах в области образования считается: надо готовить учителей к проведению уроков так, как готовят хирургов к проведению операции. Сделаны выводы, что одно неправильное кадровое решение может привести к 40 годам плохого преподавания. Приведу еще одну цифру. Сейчас Министерство  образования и науки возглавляет 14-й по счету министр. Можно представить, сколько за это время было принято реформ и какой объем работы был выполнен в ходе их реализации. Однако качество образования не повысилось, а наоборот, начало катастрофически снижаться. В 2007 году Казахстан принимал участие в международных исследованиях TIMSS среди 65 стран. Учащиеся 4-го класса показали свои знания: по математике – 4-е место, по естествознанию – 11-е место. Это были хорошие результаты. В 2011 году принимали участие уже учащиеся 4-го и 8-го классов. Учащиеся 4-го класса получили соответственно 27-е и 32-е места, показав, что за 4 года их качество знаний снизилось на 22 и 21 ступени. А учащиеся, которые в 2007 году учились в 4-м классе, а в 2007 году, соответственно, в 8м, по этим предметам получили соответственно 17-е и 20-е места. То есть качество знаний за эти годы у них снизилось на 12 и 9 ступеней. Нехорошо, что в течение 4 лет качество образования так сильно падает. К сожалению, этот случай не был изучен, не была дана оценка.

Труд не престижен

– Изучив показатели международных исследований за последние 10-12 лет, могу отметить, что стабильно хорошие результаты показывают дети из Шанхая (Китай), Сингапура, Финляндии, Южной Кореи, Японии, Канады, Новой Зеландии и Тайваня. В этих странах осуществляется образовательная политика, подготовленная на научной основе, – говорит ученый.
И в этих странах, по его словам, статус учителя очень высок: они получают хорошую зарплату, со стороны правительства оказывается всесторонняя поддержка, в профессию идут талантливые люди. До начала учебного года все школы полностью обеспечиваются необходимой учебной литературой. В целом и другие работы, и необходимые меры для повышения качества образования приводятся системно и своевременно. Это дает, как говорит ученый, хорошие результаты. В этих странах образование развивается на научной основе. Огромный штат ученых работает в области педагогики.
Казахский народ во все времена почитал учителя своего ребенка. «У кого сильный учитель – у того сильные принципы», – говорили в народе. Учительский труд был одним из уважаемых в обществе. Старшие с гордостью называли имя учителя, у которого учился ребенок. И за такое короткое время изменилось отношение к учительскому труду, снизился его социальный статус, профессия стала одной из самых неавторитетных.
– Как сказал Глава государства Нурсултан Назарбаев, экономика нашей страны должна развиваться на индустриально-инновационной основе, то есть на основе сильного человеческого капитала. Можно сказать, что ключ индустриально-инновационного развития страны находится в руках педагогов и, в частности, учителей начальных классов, – подытожил президент Академии педагогических наук РК Аскарбек Кусаинов.

Справка

Аскарбек Кабыкенович Кусаинов
Доктор-инженер Германии, доктор педагогических наук, профессор, президент Академии педагогических наук Казахстана, иностранный член Российской академии образования (РАО), академик 5 отечественных и зарубежных академий, почетный профессор ряда вузов страны, главный редактор журнала «Вестник» АПНК, лауреат Государственной премии Республики Казахстан.
Основоположник сравнительной педагогики в Казахстане. Заместитель председателя Научного совета по сравнительной педагогике РАО, член Исполнительного комитета Всемирного совета обществ по сравнительному образованию. Выступил с научными докладами на международных конгрессах, симпозиумах, конференциях, прошедших в 15 странах мира. Член редколлегии 6 ведущих научных журналов России. Его имя вошло во Всемирную энциклопедию по сравнительному образованию.
Автор около 40 монографиий, учебников и учебных пособий, 9 книг, более 300 научных статей, опубликованных в периодической печати. Под его научным руководство 1999-2000 годах были изданы 31-томный сериал отраслевых терминологических словарей, а в 2014 году – доработанный, дополненный 30-томный сериал таких словарей. Под его научным руководством защищены докторские, кандидатские и магистрские диссертации.
Награжден государственными наградами, почетными знаками «За заслуги в развитии науки» и «Деятель культуры». Первым среди казахстанских ученых награжден правительством России медалью К. Д. Ушинского за заслуги в области педагогических наук. Обладатель гранта «Лучший преподаватель вуза» 2005 г.
Член Союза журналистов Казахстана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *