Добиться этой цели нам помогает инновационная технология обучения детей – ТРИЗ – технология, которая была разработана Г.С.Альтшуллером как теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Эту развивающую технологию я применяю уже в течение нескольких лет. Свой опыт работы по актуальности и результативности применения данной технологии я отразила в статьях, которые были опубликованы в печатных изданиях, как республиканского, так и международного значения.
Главная цель ТРИЗ –технологии — формирование у ребёнка творческого мышления, т. е. воспитание креативной личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Творческой группой педагогов нашего образовательного учреждения
были определены следующие актуальные вопросы с целью внедрения технологии ТРИЗ в образовательный процесс:
– формирование условий для интеллектуальной самореализации ребенка;
– развитие индивидуальных способностей и положительной мотивации;
– личностно – ориентированный подход
На данном этапе мы предлагаем результат внедрения
ТРИЗ – технологии –
В результате внедрения ТРИЗ – технологии, нами была разработана модель использования ТРИЗ, как фактор развития интеллектуальных способностей дошкольников старшего возраста.
Опытно–экспериментальная работа подтвердила, что в данную модель необходимо было включить следующие компоненты:
— целевой блок (постановка цели);
— мотивационный блок (система поощрений, стимулирования познавательных интересов, формирование потребности в интеллектуальной деятельности);
— содержательный блок (образовательные области, интеллектуальные способности: виды мышления и воображения);
— инструментальный блок (формы работы с детьми и методы ТРИЗ– технологии);
— диагностический блок (диагностики развития мышления, воображения и интеллекта);
— результативный блок (анализ результатов, дальнейшее планирование работы).
Для выявления уровня развития интеллектуальных способностей старших дошкольников на констатирующем этапе исследования, в конце формирующего и на контрольном этапах эксперимента, нами использовались исследовательские методики и диагностики:
— «Развитие наглядно-схематического мышления» Г. Н. Матвеев,
И. В. Выбойщик;
— «Развитие ассоциативного воображения» А. И. Савенкова;
— «Развитие творческого воображения» автор О. М. Дьяченко;
— «Развитие вербального воображения» Г. Н. Матвеев, И. В. Выбойщик;
Что даёт ТРИЗ – технология детям:
— Дети научились рассуждать, выдвигать идеи, расширился круг обсуждаемых тем.
— Дети больше фантазируют, придумывают, сочиняют, самостоятельно добывают знания.
— Дети научились отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации, самостоятельно находить оригинальные решения.
— ТРИЗ для детей как гимнастика для интеллекта и воображения.
— Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости учения, радости жизни.
Выводы:
1. Анализ теоретической литературы по проблеме использования ТРИЗ– технологии в деятельности ДОУ показал, что эта технология эффективно развивает интеллектуальные способности у старших дошкольников;
— Из 5 областей дошкольного образования, наиболее целесообразно использование таких как «Познание» и «Творчество», потому что их содержание в большей степени направленно на развитие интеллектуальных способностей.
Использование методов и приёмов ТРИЗ– технологии оказывает воздействие на формирование всех интеллектуальных способностей, однако наиболее эффективно они влияют на развитие воображения и мышления.
2. Работу по формированию интеллектуальных способностей необходимо осуществлять на модельной основе. Для этого была разработана модель развития интеллектуальных способностей старших дошкольников в условиях применения ТРИЗ– технологии в ДОУ.
3. Опытно – экспериментальная работа показала важность разработки специальной программы использования ТРИЗ– технологии для развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
4. На основе выше изложенного, были разработаны научно — методические рекомендации для педагогов и родителей старших дошкольников по интеллектуальному развитию детей, в условиях использования ТРИЗ– технологии в ДОУ.
5. В результат проводимых игр и занятий с использованием
элементов ТРИЗ — технологии, которые явились основой развивающего
обучения, дети в значительной степени преодолели
чувство застенчивости, скованности, «языкового барьера». У них
постепенно развивается логика мышления, речевая активность,
появилось видение многогранности окружающего мира, его
противоречивости, закономерности развития; дети учатся мыслить
системно. С пониманием происходящих процессов, появилось
проявление творчества, дети стали любознательнее, активнее в
поисках ответов на интересующие вопросы.
Перспективы развития:
Целенаправленная системная работа по использованию ТРИЗ – технологии поможет нам добиться поставленной цели, а главное — подготовить ребёнка к развивающему школьному обучению и к решению жизненных творческих задач.
Автор: Зверева О.А , воспитатель предшкольной группы «Томирис» НГУ «Школа основ управления»