Невозможно представить процесс подготовки  ребёнка к школе без целенаправленной работы по развитию творческой личности.

Балабақша әдістемесі

 Добиться этой цели нам помогает  инновационная  технология  обучения детей – ТРИЗ – технология, которая была разработана  Г.С.Альтшуллером как теория решения изобретательских  задач   (ТРИЗ). 

Эту развивающую технологию я применяю уже в течение нескольких лет. Свой опыт работы по актуальности  и результативности  применения данной технологии  я отразила  в  статьях, которые были опубликованы в печатных изданиях, как республиканского, так и международного значения.

Главная цель ТРИЗ –технологии  —  формирование у ребёнка творческого мышления, т. е. воспитание креативной личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Творческой группой  педагогов  нашего  образовательного учреждения

были определены следующие актуальные вопросы с целью внедрения технологии  ТРИЗ в образовательный процесс:

– формирование условий для интеллектуальной самореализации ребенка;

– развитие индивидуальных способностей и положительной мотивации;

– личностно – ориентированный подход

На данном этапе мы предлагаем  результат внедрения 

ТРИЗ – технологии –

В результате  внедрения ТРИЗ – технологии, нами была разработана модель использования ТРИЗ, как фактор развития интеллектуальных способностей дошкольников старшего возраста.

Опытно–экспериментальная работа подтвердила, что в данную модель необходимо было включить следующие компоненты:

— целевой блок  (постановка цели);

— мотивационный блок  (система поощрений, стимулирования познавательных интересов, формирование потребности в интеллектуальной деятельности);

— содержательный блок (образовательные области, интеллектуальные способности: виды мышления и воображения);

— инструментальный блок (формы работы с детьми и методы ТРИЗ– технологии);

— диагностический блок (диагностики развития мышления, воображения и интеллекта);

— результативный блок (анализ результатов, дальнейшее планирование работы).

Для выявления уровня развития интеллектуальных способностей старших дошкольников на констатирующем этапе исследования, в конце формирующего и на контрольном этапах эксперимента, нами использовались исследовательские методики и диагностики:

— «Развитие наглядно-схематического мышления»  Г. Н. Матвеев,

 И. В. Выбойщик;

— «Развитие ассоциативного воображения» А. И. Савенкова;

— «Развитие творческого воображения» автор О. М. Дьяченко;

— «Развитие вербального воображения» Г. Н. Матвеев, И. В. Выбойщик;

Что даёт ТРИЗ – технология детям:

— Дети научились  рассуждать, выдвигать идеи, расширился круг обсуждаемых тем.

— Дети больше фантазируют, придумывают, сочиняют, самостоятельно  добывают  знания.

 Дети научились отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации, самостоятельно находить оригинальные решения.

 ТРИЗ для детей как гимнастика для интеллекта и воображения.

— Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости учения, радости жизни.

 Выводы:

1. Анализ теоретической литературы по проблеме использования ТРИЗ– технологии в деятельности ДОУ показал, что эта технология эффективно развивает интеллектуальные способности у старших дошкольников;

— Из 5 областей дошкольного образования, наиболее целесообразно использование таких как «Познание» и «Творчество», потому что их содержание в большей степени направленно на развитие интеллектуальных способностей.

Использование методов и приёмов ТРИЗ– технологии оказывает воздействие на формирование всех интеллектуальных способностей, однако наиболее эффективно они влияют на развитие воображения и мышления.

2. Работу по формированию интеллектуальных способностей необходимо осуществлять на модельной основе. Для этого была разработана модель развития интеллектуальных способностей старших дошкольников в условиях применения ТРИЗ– технологии в ДОУ.

3. Опытно – экспериментальная работа показала важность разработки специальной программы использования ТРИЗ– технологии для развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

4. На основе выше изложенного,  были разработаны научно — методические рекомендации для педагогов и родителей старших дошкольников по интеллектуальному развитию детей, в условиях использования ТРИЗ– технологии в ДОУ.

5. В  результат проводимых игр и занятий с использованием

элементов ТРИЗ — технологии, которые явились основой развивающего

обучения, дети  в значительной степени преодолели

чувство застенчивости, скованности, «языкового барьера». У них

постепенно развивается логика мышления, речевая активность,

появилось видение многогранности окружающего мира, его

противоречивости, закономерности развития; дети учатся мыслить

системно. С пониманием происходящих процессов, появилось

проявление творчества, дети стали любознательнее, активнее в

поисках ответов на интересующие вопросы.

Перспективы развития:

Целенаправленная  системная работа по использованию ТРИЗ – технологии  поможет нам добиться поставленной цели, а главное  —  подготовить ребёнка к развивающему школьному обучению и к решению жизненных творческих задач.

Автор: Зверева  О.А , воспитатель предшкольной группы «Томирис» НГУ «Школа основ управления»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *