БУЛИНГ И СПОСОБЫ БОРЬБЫ С НИМ

Психология

Психологическая атмосфера в классе влияет как на освоение обучающимися учебной программы, так и на общую успеваемость, учебную мотивацию.
Образовательная среда не всегда комфортна, и в ней присутствуют факторы, оказывающие негативное влияние на психическое развитие учеников.  Одним из таких факторов является — буллинг.

БУЛИНГ И СПОСОБЫ БОРЬБЫ С НИМ

В подростковом возрасте проблема буллинга имеет особое значение. Именно в это время, усвоив определенные модели поведения, например поведение «жертвы», подросток следует им всю последующую жизнь. Также и агрессия может закрепиться в качестве стиля поведения в будущем.
Профилактика буллинга помогает уменьшить масштабы этого явления и сократить количество вовлеченных в него подростков — «агрессоров» и «жертв».
Буллинг — это запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать страх и тем самым поставить человека в подчиненное положение. Это длительный процесс сознательного жестокого отношения со стороны одного или группы детей к другому ребенку. Насилие происходит преимущественно в узком кругу с определенной личной целью, чаще например, стремление заслужить авторитет у окружающих.

Жертвой может стать любой ребенок. Но обычно выбирают того, кто слабее или чем-либо отличается от других. Чаще всего жертвами насилия становятся дети, для которых характерны: физические недостатки, особенности поведения, особенности внешности, плохие социальные навыки, страх перед школой, отсутствие опыта жизни в коллективе, болезни, низкий интеллект и трудности в обучении. Низкая самооценка может способствовать в одном случае формированию роли жертвы, в другом — насильственному поведению как варианту компенсации. Поэтому ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и агрессором-буллером.

БУЛИНГ И СПОСОБЫ БОРЬБЫ С НИМ

Последствия травли одноклассниками могут быть самыми плачевными. Ведь страдают все члены класса имеющие разные роли в цепочке буллинга: жертва, агрессор, последователи, одобряющие, пассивно одобряющие, равнодушные, потенциальные защитники и защитники. Очевидцы травли зачастую испытывают страх оказаться на месте жертвы и могут присоединиться к буллерам. Либо испытывают чувство вины за своё невмешательство и получают травму наблюдателя. Таким образом, школьные издевательства подрывают всю систему образования, провоцируя общее напряжение, отчуждение и жестокость.

Подростковый буллинг — проблема, для решения которой требуется комплексный подход. С травлей в школе должен разбираться не только ребёнок в одиночку, а все стороны — родители, учитель и сам школьник.

Родители должны стараться всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они смогли вовремя попросить о помощи. Вот фразы, которые помогут вам начать диалог:

  1. «Я тебе верю». Это даст ребёнку понять, что вместе вы справитесь с проблемой.
  2. «Мне жаль, что с тобой это случилось». Это сигнал, что вы разделяете его чувства.
  3. «Это не твоя вина». Покажите ребёнку, что в этой ситуации он не одинок, многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания и агрессии.
  4. «Хорошо, что ты мне об этом сказал». Докажите, что ребёнок правильно сделал, обратившись к вам.
  5. «Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Эта фраза позволит ощутить защиту и с надеждой посмотреть в будущее.
БУЛИНГ И СПОСОБЫ БОРЬБЫ С НИМ

Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики конфликтов:

1.   Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, — правильно, это не стукачество.

2.   Нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным (хотя бы внешне).

3.   Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии — юмор.

4.   Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в ней.

5.   Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому он доверяет.

Также, школьные психологи анализируя результаты диагностики личностной тревожности, самооценки учащихся образовательного учреждения,  результаты социометрических исследований, должны проводить тренинги по усилению работы направленной на сплочение детского коллектива, выработку навыка конструктивного реагирования в конфликте. Научить межличностной коммуникации, личным границам.

БУЛИНГ И СПОСОБЫ БОРЬБЫ С НИМ

При межличностных конфликтах научить применять:

Первый подход — это ‘Умение слушать’. Это включает в себя понимание точки зрения другого человека, показывая уважение к их мнению и не перебивая их.

Второй подход — ‘Понимание и выражение своих чувств’. Это требует объяснения своих чувств в чистом виде, без обвинений или атаки на другого человека.

Третий подход — ‘Поиск компромисса’. Это подразумевает, что обе стороны должны быть готовы идти на уступки ради общего блага.

Четвертый подход — ‘Применение посредничества или медиации’. Иногда, для разрешения конфликта может потребоваться внешняя помощь, возможно, профессионального медиатора.

Обучение навыкам разрешения конфликтов является важным элементом личностного роста и взаимоотношений. Это позволяет ученикам научиться справляться с разногласиями, уровнем стресса и сохранением хороших отношений, даже в сложных ситуациях.

ТОБЫКБАЕВА САЛТАНАТ МЫРЗАБАЕВНА,

Педагог-психолог средней школы-гимназия №10 имени Чокана Уалиханова города Талдыкорган.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *